Блокаккорды
  • Register

Блокаккорды-баян

У данной темы есть много общего с предыдущей темой (квартаккордами). Причин тому несколько. Блокаккорды – это дальнейшее развитие октавной техники. Блокаккорды джазовыми музыкантами в виде чистых каскадов именно только блокаккордов не применяются, это весьма громоздко, неудобно для аппарата, и всегда имеются фрагменты гаммы, не гармонизующиеся блокаккордом. Блокаккорды лежат внутри октавной техники и сочетание: блокаккорд, квартаккорд, октава (аккорд внутри октавы тоже нельзя исключать) – самый приемлемый вариант. Но самое главное, и это нужно ценить, это некая фактурная вариативность внутри мелодии. Данный вид техники для области баянного исполнительства еще не известен, и в этом имеется масса прелестей. Звучание получается джазовым, более чем… Но для адаптации к данным видам внутриоктавной джазовой техники следует осваивать выкристаллизованный чисто блокаккордовый навык.

Как и в предыдущем уроке необходимо изменить подход к октавной аппликатуре трех гамм.
Все гаммы для игры блокаккордами играются по аппликатуре 1/2/3/4/5, т.е. саму гамму под данный вид техники нужно играть 1/5 пальцами. Расчет такой, если темп и навык позволит, играется блокаккорд, если нет – октава (в идеале вместо блокаккорда алтернативный квартаккоррд или развернутое трезвучие*). Еще, если какая-то из клавиш или даже сразу несколько в блокаккорде (другом аккорде октавной техники) не прожмется (какой-то из звуков не озвучится, не исполнится, не прозвучит) – звучание не потеряет, напротив, может даже стать лучше. Это тот из вариантов в джазе, где и необязательно озвучивать все, что написано в нотах. Насчет звуков призраков в джазе – это тоже тема отдельного урока.

Освоение данной техники обязательно расширит горизонты импровизационного мышления и даже возможностей, которые предоставляет техника пермутации (пример…).

*) Развернутое трезвучие тоже используется не во всех контекстах, об этом придется написать отдельный урок.


Все гаммы для игры блокаккордами будем играть для трёх функций (T, S, D), блокаккорд будем использовать без наличия внутри него квартаккорда (двух кварт внутри конструкции, пример: ….)


До мажор
Функция тоники
Гамму До мажор для Тоники будем играть по аппликатуре C-(D)-E-F-G-A-(B)-C (скобочкой обозначается дополнительный ряд).
Пример
Играть эту гамму нужно в гармонизации C6 и C+7. Обязательно следите за соблюдением условия: 2, 3, 4 пальцы не должны быть на более крайних к краю грифа рядах чем ряд исполняющего этот аккорд 1-го и 5-го пальца.
Пример2
Пример3
Функция субдоминанты
Для Субдоминанты и II ступени (Ре минор в данном случае) гамма будет играться по аппликатуре C-D-E-F-G-A-B-C. Также возьмем 2 варианта с опорой на F 6 и F +7.
Пример4
Пример5
Функция доминанты
Для Доминанты гамма будет играться по аппликатуре C-D-E-F-G-A-B-C.
В джазе доминантовый септаккорд звучит недостаточно перкуссивно, часто даже менее чем последующий за ним тонический аккорд в джазовой фактуре. Это тема также для отдельного урока. Пока урок такой не сделан, рекомендую просто поверить на слово, и воспользоваться предложенными ниже схемами для тренинга блокаккордов доминанты в джазе.
Здесь следует поставить 2 ориентира в расчете на набор звуков из натурального мажора (доминанта в джазе часто включает в вертикаль альтерированные ступени). Опираться будем на VIIm7-5 и IIIm7 (в данном случае на септаккорды от звуков Си и Ми).
Конструкция доминантового блокаккорда с опорой на VIIm7-5:
Пример6
Конструкция доминантового блокаккорда с опорой на IIIm7
Пример7

-----------------
Далее также продолжим с клавиши До. Обратимся к До минорам. Играть нужно 2 его вида, гармонический и мелодический. Натуральный будет в двух вариантах, как Eb6 и как Eb+7 (по аппликатуре, идентичной (C6) и (C+7). Если есть желание, можно играть и  натуральный минор.

До минор
Функция тоники
Гармонический минор
Гамму До минор для Тоники будем играть по аппликатуре C-D-Eb-F-G-Ab-B-C
Пример8
Блокаккорды будем играть по следующей схеме:
Пример9
Мелодический минор
Гамму играем по аппликатуре C-D-Eb-F-G-A-B-C
Пример10
Схема для блокаккордов:
Пример11

Функция субдоминанты
Гармонический минор
Гамму До минор для Субдоминанты играем по аппликатуре C-D-Eb-F-G-Ab-B-C
Пример12
Блокаккорды будем играть по следующей схеме:
Пример13
Мелодический минор
Гамму играем по аппликатуре C-D-Eb-F-G-A-B-C
Пример14
Схема для блокаккордов Субдоминанты:
Пример15

Функция доминанты
Гармонический минор
Гамму До минор для Доминанты играем по аппликатуре C-D-Eb-F-G-Ab-B-C
Пример16
Блокаккорды будем играть по следующей схеме:
Пример17
Мелодический минор
Гамму играем по аппликатуре C-D-Eb-F-G-A-B-C
Пример18
Схема для блокаккордов Доминанты:
Пример19
-------------------------------

Далее приведу задания для игры минорных гамм септаккордами от двух оставшихся рядов. Из примеров изыму гамму в октаву, подразумевая, что блокаккордовая гамма строится уже содержит внутри себя октавную гамму.

Соль минор
Тоника
Гармонический минор
Пример20
Мелодический минор
Пример21
Субдоминанта
Гармонический минор
Пример22
Мелодический минор
Пример23
Доминанта
Гармонический минор
Пример24
Мелодический минор
Пример25
------------------

Фа минор
Тоника
Гармонический минор
Пример26
Мелодический минор
Пример27
Субдоминанта
Гармонический минор
Пример28
Мелодический минор
Пример29
Доминанта
Гармонический минор
Пример30
Мелодический минор
Пример31
------------------------

Дополнения в данном виде октавной техники на баяне: скольжение по клавишам от одного аккорда к другому можно использовать с особым смаком и изыском, о котором только могут мечтать пианисты. Это большой плюс в пользу баяна в джазе.



***Графические примеры на данном этапе проходят стадию набора и форматирования. Прозорливые из музыкантов могут, исходя из описаний, начинать самостоятельно заниматься по материалам данного урока.

КОММЕНТАРИИ

0alexrunner26.01.2019 16:16#1
Здравствуйте, спасибо за статью! Только не видно нотного материала (нет изображений)
Цитировать
0Admin26.01.2019 17:43#2
Изображений нет, потому, что они еще не набраны в редакторе и не отсортированы для размещения на сайте. Пока нет времени. Как закончим с видео логотипами для сайта, сделаем.
Цитировать

Объявления: Баян

Господа баянисты (аккордеонисты). Антология для многих инструментов уже запущена и многие музыканты уже играют реальный джаз в ансамбле на нашем сайте ОнЛайн. Если у вас имеется желание, пишите в комментариях, будем делать переложения для ваших инструментов. Только не забудьте указывать: для готовой или выборной клавиатуры записывать ноты.