3. Дополнительный курс
  • Register

Доминантовая вертикаль джаза

необходимость усложнения вертикали
решение №1
решение №2
практические возможности

 

Объективная необходимость усложнения вертикали

Усложнение вертикали джазовой доминанты продиктовано внутренней необходимостью

 

Задача данного раздела - логически подробно структурировать всю многогранность данной специфики. Для раскрытия темы материалов требуется несколько более чем на один компактный урок, поэтому требуется определенный запас терпения. Однако, вся остальная джазовая фактура, даже если музыкант еще и не знаком с ней, сошъётся и зазвучит, как только он научится находить правильные и не надоедливые алгоритмы обращения с доминантовой вертикалью в джазе.

Может быть, дело и не в этом, но вполне вероятно, что исполнитель не может начать играть джаз по причине непонимания вопроса, какой должна быть доминанта в джазе. С одной стороны, септаккорды и их обращения уже играет, и правой рукой перебирает, а на места все как положено не встает, что-то не так...

Вопрос в данном занятии поставлен в не совсем традиционной плоскости. По преимуществу нужно было бы касаться вертикали исключительно доминанты в джазе, но без некоторых отклонений в сторону созвучий по вертикали тоники (субдоминанты) в качестве замечаний не избежать.


Джаз обогатили септаккордами, поправ косность и даже приняв часть из них за консонанс (т.е. осознав, что тонический септаккорд совсем не обязательно куда-то разрешать, а можно наслаждаться его звучанием как устоем).


Из этого много чего произросло
При таком положении дел из септаккордов трёх функций доминантовый является самым менее напряженным. В мажоре он строится внутри малой септимы, в то время как T и S септаккорды строятся внутри большой септимы, которая звучит перкуссивнее, т.е. более напряжена (первый такт примера №1).

Пример 1 (в мажоре)

септаккорды мажора

В блюзе, где тонический септаккорд в гармонии как и субдоминантовый представлялся малым мажорным, доминантовый септаккорд был с ними на равных позициях, т.к. структура всех трёх септаккордов полностью совпадает (второй такт примера №1). Это, скорее всего, и дало ход обратной логике движения гармонии от доминанты к субдоминанте в 9-м такте 12-и тактовой формы. Акустически это ошибкой не является.

Пример 2 (в миноре)

септаккорды минора

В миноре Tm7 (Sm7) и Tm+7 (Sm+7) уж точно не уступают (такт первый примера №2), либо явно превосходят D7 в напряжённости звучания (такт второй примера №2).

 

Сноска

*Если тема исчислений степени диссонантности вертикальных созвучий вызывает более профессиональный интерес, см. статью Методы определения степени плотности. Если нет желания вникать настолько глубоко, можно следовать правилу: более дальний обертон от основного тона будет давать с ним более напряжённый интервал.

Именно для того чтобы достичь большего напряжения, доминантовая вертикаль в джазе вышла за рамки септаккорда (производственная необходимость), акустические законы и свойства психики, настроенные на динамизм в музыке, требуют усложнения доминанты. Терцовые аккорды, более сложные чем септаккорды – это нонаккорды, аккорды на базе септаккорда со вписанной секстой – это кластер содержащие аккорды (либо нонаккорды в одном из обращений), и, конечно же, аккорды с элементами проникновения мажора в минор и наоборот - все это громоздкие созвучия…

Но не стоит спешить с выводами, в джазовой вертикали нашлось место малоголосию…

А пока стоит отметить, что в среде пианистов в данном случае утвердилось два практических пути


I Решение

Соблюдение правила сохранения количества голосов.

При этом на сцену вышли два новых для классической гармонии созвучия: доминантовый нонаккорд и доминантсептаккорд с секстой, а также их производное доминантовый нонаккорд с секстой. По традиционной логике при таком положении дел должен был бы получиться невероятно громоздкий аккорд.

усложненные септаккорды доминанты

*В джазе секста аккорда всегда только дорийская (большая), малая секста в вертикали аккорда трактуется и записывается как повышенная квинта

 

Но и это не все, для усиления перкуссивности (диссонантности) спектра доминантовой вертикали эти ноны и сексты могут в произвольных сочетаниях браться из одноименного лада (Здесь мы некоторым образом забежали вперед. Пример будет далее по факту освещения темы).

Как пример из классики, возьмем использование С.В. Рахманиновым аккордов «тяжелее» септаккорда в своем «Музыкальном Моменте». Пусть это будет не доминанта, но уловите суть (аккорды подчеркнул красным).

Первый пример из классики

 

С.В. Рахманинов. Музыкальный момент Си-минор

см. пример "Музыкальный момент Си-минор"

Сергей Васильевич внутренне ощущал все прелести и богатство звучащего нон- (и ундецим-) аккорда и вообще любил насыщенную фактуру. Однако, поступил с контекстом как истинный классик, ниспадающим ходом разрешил нону (и ундециму) вниз (помечено красным цветом). Медленный темп выбран неспроста, игрой богатого обертонового спектра многотерцового аккорда слушатель насыщается вволю. Какие здесь нужно отметить особенности:
1) фактура фрагментарная
2) надстроенные сверх септаккорда терции находятся в верхней мелодической позиции, отчего мелодия обязана ниспадать, либо оставаться на месте как задержание (и уже после ниспасть)
3) в такой фактуре польку не напишешь, или что-нибудь быстрое (и пальцы сломаются играть, и ухо перенапряжешь)
4) как следствие пункта №1 – маловариантное поведение мелодии делает невозможным частое употребление данных громоздких терцовых аккордов
5) немаловажно, в произведении бас прописан и по-честному и добросовестно исполняется, т.е. лежит в самом низу первым и основным тоном нон-, ундецим- аккорда (даже октавно продублирован).
Тяжеловесность налицо.

Пример из классики на использование септаккордов в вертикали. И.С. Бах также как и многие полифонисты его эпохи имел пристрастие к созерцанию септаккордовой вертикали. Всем знакомые места в фугах, наподобие ниже предложенного в примере, четко дают услышать многотерцовый спектр. Примечательно, что септима встречается в середине фактуры на тех основаниях, что в полифоническом произведении провозглашается равенство голосов.  Но и в данном случае все в пределах классических правил. Она разрешается нисходящим секундовым движением вниз, и в похожих контекстах с точки зрения классической доктрины соотносится к задержанию или предъёму предыдущей или последующей функций соответственно. В рамках общей классической теоретической доктрины, определяющей септаккорды в разряд диссонансов, система замыкается, представляя небольшое количество вариантов к использованию. Итак, у Баха тоже есть богатая надстроенная вертикаль. И она акустически даже более самостоятельна, и идентифицируется слухом без опоры на основной тон в басу.

Второй пример из классики (фуга ре-мажор)

 

И.С. Бах. Фрагмент органной фуги Ре-мажор

см. пример "Фуга Ре-мажор"

Решение из области полифонии в пользу малоголосия в фактуре, более удачное, в пользу увеличения вариантной системы – недоразвитое, т.к. очевидно, мешал стереотип. Учебники по композиции и гармонии писались позже, с опорой на объект наследия. Поэтому на теорию как на субъект ссылаемся вторично.
Общие приобретения:
1) легкость, прозрачность
2) темп
3) большее количество вариантов использования (хотя бы в поочередном проведении в каждом из голосов)

Джаз дал полноценную жизнь многотерцовым аккордам, спектр которых мы ощущаем по преимуществу как раз в нетерцовой фактуре. И джаз нашел, как заставить тяжелого и неповоротливого монстра в лице многотерцового аккорда быть легким, непретенциозным и техничным.


Фактурные приобретения:
1) аккорд отрывается от основного тона в басу. Бас в импровизации вообще начинает гулять (блуждать вокруг да около функционального тона).
2) обращения септаккордов получили полное равноправие в фактуре (это относится только к септаккордам, и в джазе в том числе, как к компактно помещающимся внутри одной октавы аккордам).
3) пропуск акустически ощущаемых голосов в многотерцовых аккордах сыграл огромную роль в очистке фактуры от тяжеловесности.
4) на музыкальную сцену выходит ее величество кварта, теперь во многих аккордах ее уже более чем одну на вертикаль.

* по поводу обращений септаккорда и четырехголосия читайте здесь.


*Есть и потери (не только приобретения)
В связи с пропуском части звуков в звукоряде вертикали и в связи с отрывом от основы (незыблемого основного тона в басу) слуховая идентификация аккорда (функции) отошла на откуп слушателя, что и повлияло на отодвижение джаза в раздел элитарного жанра музыки (пост свинговая эпоха).



Подробное рассмотрение варианта пропуска тонов

Чтобы иметь возможность использовать септ- и более сложные аккорды максимально, все терцовые надстройки ушли в средний ярус фактуры. В верхнем ярусе – мелодия; в нижнем – бас (партия к/баса); в среднем (левая рука пианиста по преимуществу) – септаккорд (обращение), терцово более навороченный аккорд (чаще его обращение) с пропуском тонов (осн. тон, кванта). Это в простом варианте, где все внимание исполнителя отдается мелодической импровизации. В сложном контрапунктическом варианте (изложение темы, фактурная кульминация и т.п.) вертикаль прорабатывается с задействием баса (в левой руке), гармонических голосов (в правой руке), контрапунктических элементов внутри объединенной в 2-х руках фактуры. Но все изыски делаются с учетом соблюдения диссонантного спектра в вертикали. В вертикали появляются: альтерированная квинта, а также терция, септима, секста и нона из одноименного лада - часто уже используются внутри фактуры в постсвинговых стилях джаза.

Чтобы структурировать материал было проще, нужно начинать с аккорда V9(6) и его модификаций.

Первое направление: четырехголосие использование + с вариантами ступеней одноименного лада. Второе направление – уменьшение количества голосов аккорда V9(6).

Ниже представленный пример дан в четырехголосии. В нем аккорд следует употреблять и с секстой и с ноной одновременно. Это будут 2 самых убедительных из расположений, которые функционально акустически определяются без опоры на бас (т.е. функционально самодостаточны) и могут быть использованы по шаблону. Употребление других вариантов в тесной фактуре чревато кластерами, функциональной неопределенностью и более требовательно к контексту.

Решение для джаза в пользу малоголосия таких аккордов весьма удачное. Опускаются основной и квинтовый тона, осознание которых полностью отдается на долю психики. Для доминант и побочных доминант (в классике они относятся к отряду субдоминант, но в джазе – это доминанты) правило становится единым и универсальным. Это прекрасный выход с одной стороны остаться в рамках не более 4-х голосия, и, с другой стороны - дать более диссонантный аккорд, чем предшествующий септаккорд от любой ступени. Если разобрались с этим в закрытой позиции, соответственно, будет решение и для блока, и для открытой позиции. Тесное расположение самое распространенное. Это акустический базис, неизвестно, был бы джаз таковым, не будь у музыки + психики такого свойства по отношению к доминанте. Еще раз напомню, общий спектр еще более диссонируется при использовании проникновения мажора в минор в джазе. Настоятельно, уже на стадиях изучения вертикали доминанты рекомендуется ознакомиться с данным материалом. Принцип используется для насыщения вертикали дополнительными напряжениями. Вносит элементы, экспрессивности, красоты и непонятности для неискушенного в секретах джаза музыканта.

 

Т.к. здесь именно в данном случае (сохранения количества голосов) доминантовый аккорд – это септаккорд аккорд насыщенный как минимум еще одним звуком, то он может быть помещен в один из двух ярусов. См. материал о ярусности [нонаккордов] и [септаккордов с секстой] в джазе. Акустически более целесообразным в разных тональностях является один из ярусов, второй может звучать низко (как в нашем примере), или высоко, если поднять его на октаву вверх.

Пример 5. Доминанты от Соль (До - мажор/минор):

виды нонаккордов с секстой в джазе

Еще раз разъясню, все выше представленные доминантовые аккорды пригодны к использованию и в мажоре, и в миноре. Возможное (неизбежное) перечение с натуральной мелодией не является ошибкой.

 

В случаях с импровизацией, мелодическая линия уже не ограничена основными ступенями лада, она может опираться на гораздо большую вариантную систему, и в случаях с изысками мелодия может также задействовать и ступени альтерированной квинты, + ступени из одноименных ладов: терцию, септиму, сексту и нону.



Вводные аккорды в роли доминанты
Для полноты картины также необходимо было бы упомянуть еще один вариант доминанты на базе Уменьшенного вводного и Малого вводного септаккордов на доминантовом басу (явном или подразумеваемом).

доминанта на базе вводного септаккорда

Чтобы видеть (предвидеть, чувствовать) сложное, нужно начинать с простого и доводить его до автоматизма: только подумал – сыграл.

Пояснения в стадии набора...

 

 

II Решение

Отказ от соблюдения правила сохранения единого количества голосов в аккорде доминанты.

Трехголосие

-1 голос в пользу облегчения фактуры (из материалов I РЕШЕНИЯ)
Такое есть, если убрать сексту или нону, из четырехголосного тесно расположенного аккорда. Ту, которая лежит в середине аккорда тесного расположения. В разных из двух ярусов в середине оказывается либо та, либо эта из них. Это чисто практическая вещь, которая служит облегчению фактуры при практическом сохранении общего градуса. К тому же, разнообразие всегда выгодно отличает хороший вкус и уровень подготовки импровизатора. И не стоит забывать про то, что в джазе в отличие от классики (особенно у саксофона, но и у ф-но есть) существуют ноты, которые исполняются только намеками на звук, т.е. если не прозвучит или прозвучит едва – от этого только лучше. Призвук, обертон, или намек на аккорд, а вместо него 1 звук.

Если взять четырехголосные аккорды из примера №5 (см. выше), и убрать из них второй с низу голос (рис.6):

убираем соответственно сексту или нону из аккорда

то получим следующие трехголосные аккорды:

трёхголосные аккопды джазовой доминанты

Сообразительные из музыкантов заметили, что базовый тритон внизу остался.

 

-2 голоса в пользу облегчения фактуры

Этот самый доминантовый тритон из VII и IV ступеней является настолько самостоятельным интервалом, что может противопоставить свою напряженность любому из предшествующих перкуссивных (многотерцовых) аккордов и использоваться как доминантовый аккорд в контексте. Он также лежит в 2-х ярусах фактуры, он акустически удобоварим более чем в обоих из них. И это самое простое и эффективное из решений для джаза. Тема "Четыре брата" (Four Brothers), выбранная для примера, отчасти весьма похожа на импровизацию. Доминантовые тритоны выделены красным.

Пример

Четыре брата - фрагмент темы

Здесь вся прелесть заключается в самодостаточности доминантового тритона как самого перкуссивного из интервалов. Если сбросить все другие доминантовые голоса из Д7 (осн. тон, квинту), то акустическая логика любого предшествующего септаккорда любой ступени будет присутствовать. Однако, удаление голосов из фактуры не всегда оправданно. Здесь исполнителю рекомендуется включать уши и опираться на музыкальное "чутьё".

Перед доминантовым тритоном уместно прозвучит любой септаккорд или обращение септаккорда (3-х, 4-х голосный), правильно взятый нон аккорд (с пропущенным основным тоном в 4-х голосности и + с пропущенной квинтой в 5-и голосности). После доминантового тритона тоже можно взять 3-х или 4-х голосный тонический аккорд.

Фрагмент "Misty" Эрролла Гарнера в качестве примера:

Мисти - фрагмент темы

 

Акустически звучит оправданно, возможно потому, что тритон интервал максимально далекий от терцовых стереотипов звучания, и возможно потому, что его обертоновый спектр более перкуссивен. Доминантовый тритон акустически сильно диссонантное созвучие, он в контексте психологически звучит напряженнее предшествующих и после следующих септаккордов (что, может быть, и не совсем вписывается в логику доктрины Помероя-Кона). И не стоит сбрасывать со счетов того факта, что, благодаря устройству фортепиано, один звук (или два) может быть противопоставлен многоголосному аккорду (ссылка на статью о громкости как следствии силы либо скорости нажатия на клавишу.

 

Если есть ощущение, что акустической "массы" доминантового тритона не достаточно, можно использовать совместно с ним основной тон или квинту, и плотность звучания повысится. Логика останется оправданной. Если нужно больше напряжения в доминанте - лучше использовать выше описанные варианты аккорда V9(6) в одном из наиболее акустически и художественно подходящих ярусов.

Мисти - усиленная доминанта

 

Если идет цепочка побочных доминантсептаккордов, то можно использовать полутоновое движение тритона (а можно и скачком на другой ярус).

 

Пример на теме "Бэйсин-стрит" подходит хорошо, т.к. в нём есть цепочка из побочных доминантсептаккордов:

Basin street - доминантовые тритоны

 

Также можно к тритону в цепочке побочных доминантсептаккордов пристраивать сексту или нону с нарушением, опять-таки, правила соблюдения количества голосов.

 

Решение второе

Помимо этого есть еще одно решение, при котором можно не соблюдать правила сохранения голосов и правила голосоведения!!!.

*данные приемы гармонизации партии в левой руке могут быть применимы не только к вертикали доминанты

Правило: опирающаяся на партию аккомпанемента в тесной фактуре – левая рука начнет «отъедать хлеб» у контрабаса, т.е. обопрется на основной тон функции (но по-джазовому).

1) Септима от доминантового тона. *После (на оставшиеся в распоряжении доминанты доли музыкального времени) можно брать тритон или любой более сложный чем септаккорд доминантовый аккорд. Прием носит фрагментарный характер. Буквально: сыграть доминантовую септиму, и дальше вернуться из басового регистра к традиционной фактуре цифровки в традиционную для аккордов тесситуру (либо продолжая гармонизовать длящуюся в музыкальном времени функцию доминанты, либо перейдя к наступившей новой функции).

Пример на представленной выше теме:

Basin street - доминантовые септимы

 

2) Малая секунда вниз от доминантового тона. По спектру звучания в фактуре очень близко по акустическим ощущениям с выше описанной малой септимой (перкуссивность практически равная). Однако, в сравнении с септимой секунда требует динамики (безотлагательного движения дальше). Т.е. данный интервал должен звучать недолго: в быстрых темпах, либо коротко. Если есть желание применить данный прием на продолжительном участке музыкального времени, нужно играть нечто наподобие жирного форшлага к доминантовому тону (ниже выделено зелёным цветом).

*Так же как и с септимой, после как и в выше описанном случае на оставшиеся в распоряжении доминанты доли музыкального времени можно брать тритон или любой более сложный чем септаккорд доминантовый аккорд и это привносит оправданные дополнительные напряжения в общее звучание, либо переходить к тоническому аккорду.

Basin street - доминантовые секунды 

 

3) Power quinta. Квинта от доминантового тона. Ее логично брать, если в функции доминанты обязательно наличествует остаток музыкального времени, в котором в звучащей аккордовой тесситуре появится один из вариантов септаккорда, совместно (или без) с секстой или ноной). Т.е. после (на оставшиеся в распоряжении доминанты доли музыкального времени) можно брать тритон или любой более сложный чем септаккорд доминантовый аккорд.

Basin street - доминантовые Power квинты
 

Широкое расположение

Самым простым созвучием широкой (открытой) позиции является децима

*Не рассматриваемый случай. В роли доминанты в статичном виде её можно использовать аналогично Power квинте, либо в случаях, когда общая септаккордовая фактура пьесы в цифровке еще не начала применяться (наподобие классического изложения темы, например, в регтайме).

1) Фрагментарный случай. В динамичном виде в качестве доминанты прекрасно используется традиционный для джаза оборот (в примере выделено зеленым цветом), который дает множество напряжений с тем, что надстроено выше него в динамичной или статичной вертикали, и который, в то же время, максимально целеустремлен в тонику.

2) Традиционный вариант. Чаще всего используется трёхзвучный аккорд на основе децимы с включением тона септимы (на рисунке выделено красным). Можно также включить туда и квинтовый тон аккорда, или тон альтерированной квинты, что уплотнит аккорд (в нашем конкретном случае в 6-м такте: + звук соль малой октавы).

3) Дополнение. Вариант с тритоновой заменой доминантового септаккорда выделен в примере синим цветом.

Basin street - доминанта в широкой позиции

*Случаи применения широкого расположения аккордов и интервалов, среди которых имеется уникальный метод использования децим, или случаи использования оборотов из децим - это, конечно же, мужской джаз. Замена децимы на терцию неминуемо повлечет за собой потерю джазового звучания. Нужно трезво оценивать возможности и понимать, что это только часть джазовой фактуры, в которую может быть облачён творческий замысел. Для женщин и пианистов, "недотягивающих" до открытой позиции рекомендуется использовать (заменять на) представленные ранее этого варианты фактуры.

В задачу данного раздела входило раскрыть возможности джазового построения доминанты по возможности с точки зрения малоголосия.

 

Насыщенная (в том числе до политональности) доминантовая вертикаль джаза

*Для информации по данному материалу перейдите в раздел Доминантовые звукоряды джаза

 

Польза от полученных знаний

Полученных от данного занятия знаний достаточно для того, чтобы начать играть джаз. Берем цепочку из септаккордов и обращений септаккордов, по возможности соединяемых без скачков в голосах, правильно применяем полученные знания по отношению к доминантовой функции - и пьеса готова. Пока без импровизации, но это уже джаз.

 

Другими словами: остальные из аккордов в цифровке (септаккорды, нонаккорды, квартаккорды) могут соединяться по общему правилу наименьшего скачка (могут прыгать, если так удобнее).

 

Практические возможности

Вариантов построить соответствующую джазу доминантовую вертикаль достаточно. Если в наличии достаточно музыкального времени, можно исполнить:


1) доминантовый септаккорд, обогащенный и/или ноной, и/или секстой,
2) доминантовый септаккорд, обогащенный и/или ноной, и/или секстой из одноименного лада (чаще его берут для достижения большего хроматического параллеллизма в голосах),
3) несколько аккордов,
4) отъесть хлеб у контрабаса: опереться на доминантовый тон внизу + септима, + секунда, или + квинта ниже (где необходимо следом взять тритон или опирающийся на него доминантовый аккорд),
5) совершить оборот, в основе которого лежат аккорды: [а) чаще [IIm7-V7], б) реже [II7-V7] – или более навороченные аналоги на их основе. Если они во времени, отведенном доминанте благополучно разрешатся в нее, то прозвучат и на доминантовом басу. Поэтому и дополнительных договоренностей с ритм-бас секцией не потребуется. Можно исполнить любой из проходящих оборотов, но в септаккордовой фактуре на наличествующей доминантовой функции (на доминантовом басу).
6) применить проходящие звуки внутри вертикали, к примеру, хроматизм в ступенях [VI]-[V-]-[V] (для G7 это будут звуки: E-Eb-D), или аккорды [E/G7]-(Eb/G7]: ([B-Eb-G]-[B-E-Ab]), - с опорой на наличествующий тритон в нижнем ярусе вертикали

 

* 5-й пункт особо интересен, т.к. среди новичков имеется тенденция, ухватиться за аккорд в цифровке и не пытаться его «раскачивать». Тенденция создания повышения градуса требует усложнения детализации гармонического плана произведения в том числе. Отдельного урока на эту тему пока нет, хотя поговорить здесь было бы о чем…

Задания

Для тренинга необходимо взять знакомую мелодию. В партии левой руки приписать в тесной фактуре все (кроме доминантовых) септаккорды (или их обращения) в звучащей тесситуре. Над доминантами (включая побочные) поупражняться по возможности со всеми шести из выше прописанных принципов, где левая рука исполняет гармонию в тесной фактуре, а правая нацелена на мелодию (или импровизацию). Если доминантовых фрагментов много, расставьте цифры используемого приёма (одну из шести) - для достижения эффекта неповторности.



*Если задание не понятно, пишите внизу в комментариях, сделаю пару примеров...