История возникновения
  • Register

История возникновения

Кларнет – музыкальный инструмент, ведущий происхождение от пастушьей свирели.

По сравнению с другими инструментами кларнет можно считать сравнительно «молодым» - он существует немногим более 250-и лет. «Предками» кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых инструментов, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад.
Тем не менее, инструмент прошел большой путь развития. Те кларнеты, которыми пользовались Моцарт и Бетховен, существенно отличались от современных.
Ссылка см. выше


В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVII века.
Кларнет был создан известным мастером И. Деннером в процессе усовершенствования народного инструмента шалюмо в 1690 г. Источником звука кларнета является столб воздуха, заключенный внутри трубки, на одном конце которой укреплен мундштук с тростью - тонкой камышовой пластинкой. Звук на кларнете возникает в момент, если точнее выразиться, - отскакивания языка от трости.
Играть на кларнете сложнее, чем на других деревянных инструментах. Затруднения возникают, когда приходится исполнять произведения, написанные в тональностях, далеких от строя инструмента.
Чтобы преодолеть это, стали делать инструменты разных размеров, сохраняя пропорции частей. Так появились кларнеты разных строев с одинаковой аппликатурой. Поэтому кларнет называют транспонирующим инструментом.


Существуют кларнеты в строях D, C, H, B, A, F, Es. Но многие из них оказались нежизнеспособными. Например, кларнет in As был с очень резким звуком. Кларнеты in F, in Es в XVIII веке употреблялись в так называемой «янычарской музыке», представляющей собой европейское подражание «турецкому» военному оркестру. Он состоял главным образом из ударных инструментов и отличался «диким», необузданным характером.
У кларнетов в строях As, D – раструб имел грушеобразную форму, что способствовало смягчению звука. Отсюда и название кларнет д’амур.
Более заметное место в истории музыкального искусства заняли альтовые кларнеты in F и in Es. Бассетгорн (in F) имел форму полумесяца и обтягивался кожей. Позднее его ствол стали делать из 2-х колен, расположенных под углом; заканчивались они медным раструбом.
Бассетгорн использовал Моцарт в «Реквиеме», Бетховен в балете «Творения Прометея», Мендельсон в серенаде B-dur и др.
В настоящее время используются кларнеты in B, in A, редко in Es, бас-кларнет.
Свои изменения в конструкцию кларнета в 1810-м году внес виртуоз-кларнетист Иван Мюллер (1786-1854 гг.). Он стремился увеличить размеры игровых отверстий и расположить их в соответствии с требованиями акустики, т.е. поставил себе задачу, которую позже но с большей последовательностью разрешил известный реформатор флейтовой механики Теобальд Бём.
Современные наблюдения мастеров, подтвержденные лабораторными исследованиями, говорят о том, что материал, из которого изготавливается инструмент, оказывает влияние на качество звука. Поэтому кларнет предпочитают делать из твердых пород дерева (гренадильное, пальмовое, самшит). В наши дни для изготовления корпуса также стали применять эбонит и пластмассу.
Кларнет представляет собой деревянную трубку (длиной около 70-и см.) с небольшим раструбом. Воздух вдувается через специальный клювообразный мундштук, к которому крепится тонкая камышовая трость.
Диапазон кларнета охватывает почти 4 октавы (см. схему).
Нижние звуки кларнета несколько мрачноваты, однако, по мере перехода к высоким – звучание становится более твердым, ясным, а в самом верхнем регистре – пронзительным. Задача кларнетиста-исполнителя создать у слушателя ощущение, что кларнет звучит одинаково красиво во всем диапазоне:  в нижнем, среднем и верхнем регистрах.
Для этого музыкант-кларнетист должен работать над качеством звукоизвлечения, исполняя гаммы и продолжительные звуки с филировкой (т.е. постепенное усиление и ослабление силы звука).
Исключительная техническая подвижность, сочный, красивый тембр, гармонично сочетающийся с тембрами других деревянных – флейтой, гобоем, фаготом – сделали кларнет незаменимым инструментом в ансамблях и оркестрах разных типов.

 

Кларнет – транспонирующий музыкальный инструмент, т.е. инструмент, звучание которого как бы смещено по сравнению с нотной записью (латинское transpono - перемещаю).
В оркестре и ансамблях используются обычно кларнеты в строях in B, и in A. Партии их записываются соответственно на большую секунду и малую терцию выше реального звучания. Из разновидностей кларнета стоит упомянуть малый кларнет (in Es) и Бас кларнет.

На кларнете можно исполнять музыку в любых тональностях, сохраняя удобную аппликатуру и не меняя техники звукоизвлечения.
Но в бемольных тональностях (на кларнете) удобнее применять кларнет строя in B (Си-бемоль), а в диезных - in A (Ля). При этом удается уменьшить количество ключевых знаков, облегчить аппликатуру, сохранить удобство исполнения.
5а. (к стр. 5 дополнение)

Обявления: Кларнет

Для обучающихся игре на кларнете -
Ноты с Фонограммами, от детских песенок до классики.

Скачать можно как сборниками, так и отдельными произведениями.

 http://www.1-minusone.com/clarinet-yandex.html

 

Новый кларнет. Производитель Китай. Мундштук, бочонок - все имеется. Футляр. Санкт-Петербург. Возможно договориться на просмотр.

Запустили антологию для саксофона, что-то можно играть и на кларнете. И уже давно функционирует сетевой сборник для Es и Bb кларнетов в ДМШ для игры по Караоке джаз методу.

 

Джаз для музыкантов

Удобство в обучении

Ставка на импровизацию