1. Курс обучения
  • Register

Занятие 01

Смотрите на других страницах по теме "Блюз":
занятие 2 (Блюзовый лад)
занятие 14 (Горизонты блюзовой пентатоники)
001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)
002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)
Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)
Тоническая функция блюза (статья)
Блюзовая пентатоника (статья)
Минорный блюз (статья)
Материалы Дополнительного курса:
Блюзовый лад
Интеграция ионийского лада с блюзовым
Блюзовый лад - занятия
Занятия с ритмом в блюзовом ладу

Вы находитесь на первом занятии Подробного курса джазовой импровизации. Для доступа к практической игре и ряду других уроков потребуется регистрация. Что представляет из себя сам курс смотрите здесь. Материалы данного курса теперь бесплатные.                                               -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изучаем блюз

Наш курс уроков начинается с изучения блюза. Это не случайно - блюз оказал большое влияние на формирование и становление джаза. Вместе с тем, он строится на принципах, радикально отличающихся от принципов построения классической доджазовой музыки, чего нельзя открыто утверждать по поводу спиричуэлов и регтаймов.

В блюзе стоит выделить две интересные для нас вещи, которые он в себе несет: 1) форма, 2) блюзовый лад


Форма блюза. Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта).

I7 / IV7 / I7 / I7 /
IV
7 / IV7 / I7 / I7 /
V
7 / IV7 / I7 / I7 /

Блюзовый лад – родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 99% джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной (к примеру, татарской) пентатоники. Я специально создал самую простую мелодию на основе пентатоники на основе 12-и тактов. Вполне обычная незаурядная всем привычная пентатоника. Вы и сами сможете придумать намного лучше этой.

мелодия на пентатонике

Блюзовая пентатоника отличается от нее тем, что находится под ней внизу (в гармонии), и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Так вот, почему пентатоника – это основа?- потому, что она (все звуки) звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.

Далее накладываем на эту мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, и смотрим, что получается:

мелодия с гармонией

Первые (простонародные) блюзы редко выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой самой пентатоники и, честно говоря, могли исполняться в минорных ладах,

Замените аккорды в партии левой руки на минорные - и к вашему удивлению снова получите блюз.

и даже неважно, в каких ладах они исполнялись, т.к. функциональности баса было вполне достаточно.

мелодия пентатоники с басом

Здесь я специально записал партию баса, движущегося только по основным и квинтовым тонам, получилось не совсем музыкально, но наглядно видно, что блюз состоялся.

Примечательно, что для солиста не имело никакого значения, мажор или минор будут подкладывать снизу, когда он отталкивается от блюзовой пентатоники. В чем радикальное отличие блюза см. здесь и здесь.

Блюзовый лад и блюзовая пентатоника – давайте разбираться

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим. Я подумал и решил, раз в понятиях имеется разница – необходимо внести некоторую степень ясности и упорядочить свои познания, чтобы потом уже не путаться.

В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Сомневающиеся всегда смогут их найти, если выберут все черные клавиши на рояле (аккордеоне), это будет минорная пентатоника от ноты Eb (применительно к джазу речь идет именно о минорной пентатонике). Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и мнор вверху - два одноименных лада, т.е. для примера Ре мажор и Ре минор. Для C мажора блюзовая пентатоника - это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.

В чем здесь вся прелесть, и почему пентатонику выделили в отдельное определение

Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усвояемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая бесшабашная всезвучность присуща только этим пяти нотам. Для начальной стадии игры (обучения) джаза и объяснения частных случаев блюзового исполнительства этого иногда бывает достаточно.

Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.

Рифф - ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.

Вы, скорее всего, заметили, в блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Так вот, техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Технике риффа будет посвящен в дальнейшем отдельный урок. Мы же возьмем на заметку, что для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии.

повтор фразы


Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А если подумать, наша с вами блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для C мажора соответственно – F# и Ab. Вот так здрасьте, а мы думали, петатоника автоматически содержит в себе все блюзовые ноты – ан нет! Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – ей одной не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. С пентатоникой разобрались, разобрались и с тем, что их может использоваться на протяжении одной темы несколько штук. Противоречий здесь нет, и нет прецедента для ввода и использования новых ключевых знаков – для наглядности - в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.пентатоники ионийского лада


Так что спите спокойно, дорогие товарищи: в гамме До минор – а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями – все три основные простые пентатоники уже содержатся.

С блюзовым ладом мы будем разбираться в следующем уроке, а пока разберемся с блюзовыми нотами. В До мажоре явно имеется четыре блюзовых ноты (Eb-Gb-Ab-Bb), Db звук для блюза более характерный как C#, но это не плавающий по законам блюза звук, а скорее гармонический и более редкий в употреблении (на трех основных фунуциях он не употребляется), хотя его иногда тоже отчисляют к разряду блюзовых нот. Пока о нем говорить не будем. Итак: Eb-Gb-Ab-Bb - звуки блюзовые, но в пределах одной пентатоники все совместно не присутствуют, т.е. для того, чтобы в одном блюзе были все эти звуки, нужен временный уход к новому тональному центру - в нашем случае в субдоминанту и доминанту. Не стоит паниковать, просто нужно понимать, что звук Ab будет уместен, когда появится блюзовая пентатоника от Фа мажора (как альтернативный или плавающий к звуку A), и также будут звучать проходки по всем звукам блюзовой пентатоники от Фа, когда в гармонии будет подразумеваться субдоминанта (Фа мажор).

Хочу обратить ваша внимание, что при мелодизации (создании мелодии) на субдоминанте у Вас имеется выбор: либо пользоваться основной пентатоникой До, либо отклониться к пентатонике Фа - разница в звучании имеется, и понятно, что тоже самое относится и к доминанте (в данном случае - Соль мажор).

пентатоника субдоминанты


Все мои примеры с блюзами содержат один большой недостаток, а именно - блюз в большинстве случаев опирается на трех дольный импульс, я же для просоты записал все в размере 4/4 и без триолей - единственно для того, чтобы не усложнять наглядность примера. О ритме будем говорить в других уроках подробно.

Привожу ряд примеров реальных блюзов для изучения и для игры импровизаций. Важно помнить, что сам характер исполнения блюза и его 12-и тактовая форма предполагают моменты недосказанности в поэтической строке солиста, где его паузы доигрывают инструменты или звучит размеренный гармонический бит.

Примеры блюзов для игры даны ниже. В заданиях: играть блюзы на простую цифровку в трех тональностях с импровизацией по пентатонике. Как добиться вариантности импровизации можно посмотреть в практическом курсе (первые уроки). Играть мелодию импровизации в медленном темпе в разнообразной фактуре сопровождения левой руки (см. фактура левой руки). Основные обозначения аккордов цифровки найдете там же.




Блюз - занятия

Попробуем набросать простейший блюз, используя 5 нот (основную пентатонику лада) и отталкиваясь от:

гаммообразного восходящего (нисходящего) риффа
статичного риффа
поступенно восходящего риффа (секвенции)
набора случайных нот

и затем наиграть блюз, используя пентатоники трех основных функций T.S.D.



 

Проиграем примеры блюзов в трех тональностях:

играть играть играть играть играть играть играть играть играть

Это примеры 3-х блюзов в 3-х тональностях.

Ознакомьтесь с рядом компромиссов по преодолению естественных ограничений



Перейдем по ссылке к практическим заданиям для практической игры.

---------------------------------------------------------------------------------------------

В следующем занятии будем разбираться с блюзовым ладом.

Джаз для музыкантов

Удобство в обучении

Ставка на импровизацию