1. Курс обучения
  • Register

Занятие 10

Итак, мы прошли начальный курс теории джазовой импровизации. Пора подводить итоги и выносить оценку пройденному материалу.
Важным будет осознание, чего же мы все-таки добились, изучая наши уроки.

Музыка имеет свою историю развития. Каждый исторический музыкальный пласт приписывается к возникновению нового слухового стереотипа.
Но, несмотря на всю разность музыкальных систем (к атональным тоже относится), самое главное в них выжило, и только выиграло, засверкало разными гранями и дало новые глубины характера. Это главное есть интонация. Весь пройденный курс в результате подводит нас к этому. Мы четко определили почти все системы звуков, из которых нам нужно выбирать. Для пианистов также созданы материалы – в какую фактуру все это оборачивать. Попросту говоря, уже понятно из чего лепить, как оборачивать. И не совсем понятно что.

Весь курс мы пробовали выяснить, из каких систем звуков следует выбирать при построении джазовой импровизации. Это весьма полезные знания. Как употреблять их на практике.
Здесь тоже имеется множество алгоритмов для создания рабочего метода. Самым простым из них будет метод отбора из имеющейся интонации. Этот прием можно частично соотнести к методу научного тыка. Он даст большое количество породы, ценную руду из нее вы в дальнейшем будете выделять уже по своему усмотрению, исходя из художественных задач. Как это работает?- В ладу даже все подходящие звуки (см. занятие 8-9) по-разному звучат и имеют различную степень напряженности. Здесь же будет предложено пока пренебречь этим и использовать интонационное звено в рамках выбранной звуковой системы. При этом не обязательно сохранять точный полутоновый интервальный состав, а следовать приблизительному направлению движения голоса (интонации). И здесь уже не потребуется нотная бумага, а потребуется относительная схема из нескольких точек высоты звука, которую, кстати, можно вычертить, жирно обведя головки нот интонации. На первых порах лучше обходиться без хроматических нот, только опорными.

Итак, начнем собирать пример

Отберем несколько ярких известных интонаций из джазовых тем:
1.    колыбельная птичьего царства (первые 6 нот) послушать тему целиком

zanyatie10_lullaby
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:58 мин

2.    не шепчи (4 ноты) послушать тему целиком

zanyatie10_whisper_not
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
1:01 мин

3.    осенние листья (8 нот) послушать тему целиком

zanyatie10_autumn_leaves
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
0:47 мин

Схема, в которой нет четкой звуковысотности и ориентации в тональности, а лишь имеется относительное расположение нот при ритмической организации будет весьма полезной. Советую на начальных этапах всякий раз иметь перед собой схему. В дальнейшем такая схема в голове будет значительно упрощать стратегию выбора импровизации и ее легко выдумывать на ходу.
Сгруппируем их ритмически удобоваримо для квадрата. Запишем на ноты и создадим график. При игре важно помнить исходный характер интонации – тогда и новая конструкция прозвучит более убедительно.

zanyatie_10_back
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
1:29 мин

zanyatie_10_back_in_d
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
1:29 мин

zanyatie_10_back_in_bb
PLAY
PAUSE
STOP
Вкл.
Выкл.
1:29 мин

занятие-04
занятие-08

Привожу СХЕМУ:

Графическая схема импровизационной интонации

Далее пробуем совместить эти мало похожие фрагменты в теме стандарта All Of Me:

Выберите нажатием кнопки интересующую вас страницу

С пентатоникой я показал не все. Можно также употреблять пентатоники субдоминанты и доминанты в местах, близких к этим функциям – все будет звучать.

Помимо прочего еще можно использовать структурные построения в мелодии, а самое главное риф. Рифом мы обязательно займемся позже. Пока еще руки не дошли, но материалов будет более, чем на один урок. И еще важно осознавать, когда и куда выходить из лада. При этом, не исключено, что один аккорд цифровки тоже может быть отдельным тональным центром (например, в проходящем обороте). Это пока тоже не проходили.
Как вы догадались, работы еще навалом.


Я пока не опубликовал заданий к данному занятию. Пробуйте на своих примерах интонаций.

 

Александр (admin).