Словарь терминов
  • Register

Каданс, каденция

каденция
каданс

 

Каденция

I.    Каденция – данное выражение употребимо для обозначения состояния завершения музыкального построения и имеет явное отношение к построению музыкальной темы. Для простого примера можно предложить любую композицию (квадратную по форме) из шестнадцати тактов, состоящую из двух предложений. Здесь в шестнадцати тактах вам встретятся две каденции. Какими они могут могут быть разберем далее. В данном случае можно использовать вместо слова каденция его однокоренной синоним каданс – французский вариант (cadence) от латинского cadere. Итальянский вариант cadenza (также произошедший от латинского) как и два предыдущих означает «окончание».

II.    Термином каденция также обозначается масштабный отрезок музыкальной формы, отведенный для соло солирующего инструмента, яркого выразительного, зачастую виртуозного. Местоположение каденции как части формы находится ближе к концу произведения, если соотнести с сонатной формой, то, вероятнее всего, перед репризой или кодой. До второго десятилетия XIX века исполнение каденции в произведении возлагалось на самого исполнителя. Ответственно и почетно было музыканту выразить свою субъективную трактовку данного участка произведения, показать возможности инструмента и степень своей музыкальной грамотности, виртуозности и мудрости. В дальнейшем композиторы для придания целостности и внесении ясности во все создаваемое ими произведение целиком стали подробно выписывать сольные каденции в нотах. Ниже следующий разбор к данному термину каденции не относится.

 

Каданс

Как и обещал, разбираем виды кадансов:

Кадансом называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение или его часть

По местоположению в периоде кадансы делятся на серединные и заключительные (срединный – в первом предложении, заключительный – соответственно, во втором).

 

Для характеристики каденции важно 1) на какую функцию и после какой функции приходится завершающий аккорд, 2) на какой мелодической ступени, 3) в какой период метрического времени наступает последний аккорд каденции (здесь рассматривать не будем, для справки см. Википедию).

Начнем классифицировать кадансы, может кому-нибудь это понадобится для сдачи экзамена или подготовки к уроку по гармонии.

По набору функций кадансы подразделяются на простые и сложные (в ряде терминологий: половинные и полные):
Полный каданс – является разновидностью автентического каданса, благодаря финальной связке D—Т.

1.    Полный каданс – при наличии в кадансе оборота SDТ.
2.    Половинным – называется каданс, заканчивающийся на неустойчивой функции S или D.

Половинные кадансы могут быть:
1.    Автентический – каданс, заканчивающийся на функции D.
2.    Плагальный – каданс, заканчивающийся на функции S.


По виду заключительной тоники и голосоведению баса кадансы делятся на совершенные и несовершенные:
1.    Совершенный – когда заключительная Т берется в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде (основной тон в басу)
2.    Несовершенный – в случае несоблюдения хотя бы одного из условий предыдущего пункта.

Каданс, в котором вместо заключительной тоники используется другой аккорд (в классике трезвучие VI супени) - называется прерванным.


Простые (половинные) в свою очередь делятся на автентические и плагальные (также в зависимости от набора функций внутри каданса).
Автентический (autentikos, греч. – главный, основной) – состоит из тоники и доминанты.
Плагальный (plagalis, лат. – побочный, производный) – состоит из тоники и субдоминанты.

Сложные (полные) кадансы в свою очередь разделяются на кадансы первого и второго рода, благодаря исключительно наличию или отсутствию в кадансе  кадансового квартсекстаккорда К64. Этот аккорд как никакой другой способствует продлению и нагнетанию напряжения перед заключительной доминантой, увеличивая общее расстояние и ожидание (предощущение) неотвратимой утверждающей тоники, безусловным логичным для завершающего построения (каданса) повышением градуса музыкальной напряжённости. Такими свойствами К64 обладает, благодаря свой бифункциональности, а именно тоническому трезвучию, расположенному на доминантовом басу (в К64 удваивается квинтовый тон). Если К64 в кадансе присутствует – каданс считается 2-го рода.



Теперь следует уяснить, что для того, чтобы дать исчерпывающую для студента характеристику каданса, необходимо перечислить четыре основных его свойства:
Полный (половинный) – автентический (плагальный) – совершенный (несовершенный) первого (или второго) рода


 

В джазе тоже встречаются откровенные и проникновенные исполнительские сольные каденции к конце произведения (для примера см. «Звезды падают на Алабаму» в антологии, где перед заключительными аккордами Кеннонболл Эддерли исполняет свою каденцию). По содержанию большинство джазовых тем составляют сольные отрезки импровизаций, часто импровизации исполняются под минимальный аккомпанемент группы. То, что в классике к сегодняшнему пришло в упадок, сполна воплотилось в джазе. Джазовому музыканту вменяется в обязанность исполнять соло самостоятельно и в виде диалога с другими музыкантами, что привносит элемент неожиданности не только для слушателей , но и для самих исполнителей.