Словарь терминов
  • Register
head-articles.png

Характерные интервалы

определение
приложение
первая пара характерных интервалов
вторая пара характерных интервалов
разрешения характерных интервалов
метод логического поиска
таблица характерных интервалов

 

Определение

Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора:

характерные интервалы строятся в гармоническом мажоре
характерные интервалы строятся в гармоническом миноре

Они образуются только при участии гармонической ступени.

Характерные интервалы – это увеличенные и уменьшенные интервалы.

К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:

Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.

Если точно, это: ув.2 <=> ум.7 и ув.5 <=> ум.4


Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?:
Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.

В мажоре гармонической будет пониженная VI ступень:

VI гармоническая ступень мажора

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

VII гармоническая ступень минора

 

Приложение для телефонов (планшетов)

операционная система ANDROID

Характерные интервалы. Android приложение

Файлы:
Характерные интервалы Версия:1.1

Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.

Демо видео-ролики (как работает на телефоне)

Как искать характерные интервалы  Контрольные задания на построение хар. интервалов

для активации требуется регистрация

Веб-сайт См. демо Дата 15.05.2015 Язык  Русский Система  Android Размер файла 3.33 MB Закачек 1891

 

В чем удобство данного приложения для телефона:

1. это обучающий материал у вас в кармане

2. оно работает и без наличия Интернета

3. дает задания, на выбор можно устроить себе проверку на построение характерных интервалов с разной степенью сложности (до двух, до четырех, и до шести знаков при ключе)

4. приложение показывает правильные варианты построения характерных интервалах во всех тональностях

5. приложение тестирует знания по правильности выполнения предлагаемых им заданий (во всех тональностях, и в мажорах и в минорах) и выставляет оценки

6. приложение без Интернета работает целую неделю, если хотите поменять точку старта работы, - просто активируете его в любое время

 

Первая пара характерных интервалов

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращениеум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступени
ум.7 – на VII ступени


Первую пару найти проще:
Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают
увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

характерный интервал ув.2 в мажоре и миноре

Первый явно ощущаемый характерный интервал – и есть сама эта увеличенная секунда от VI ступени.

Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

Однако мы помним, для минора гармонической будет VII ступень (она повышена), а для мажора гармонической будет VI ступень (она понижена).

разница в гармонических ступенях мажора и минора

То, что создает колорит (увеличенная секунда) – есть первый характерный интервал:

первый характерный интервал мажора и минора (ув.2)

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

второй характерный интервал мажора и минора (ум.7)

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

 

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Потому что:
Для мажора - в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.

Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов
увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

Для мажора:
1) на VI ступени строится ув.5
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ум.4

вторая пара характерных интервалов в мажоре (ув.5 - ум.4)

Для минора:
1) на VII ступени строится ум.4
соответственно (при обращении голосов)
2) на III ступени строится ув.5

вторая пара характерных интервалов в миноре (ум.4 - ув.5)

 

Разрешения характерных интервалов

Как разрешать характерные интервалы:

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Разрешая любые интервалы, об этом нужно помнить всегда.
Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой - движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы - расширяются, уменьшенные – сужаются.

 

Первая пара

Первая обратимая пара разрешается одинаково для мажора и минора движением обоих голосов, причем, по самому интервалу совместно с его разрешением невозможно определить, какой это лад мажорный или минорный (оба подойдут)

1)    ув.2 разрешается в ч.4 движением обоих голосов наружу

разрешение характерного интервала увеличенная секунда (ув.2) в мажоре и в миноре

2)    ум.7 разрешается в ч.5 движением обоих голосов внутрь

разрешение характерного интервала уменьшенная септима (ум.7) в мажоре и в миноре

Как видно из двух схемы, разницы по первой паре нет никакой, абсолютно одинаковые для мажора и минора варианты разрешения с участием одних и тех же ступеней.

 

Вторая пара

Вторая обратимая пара разная для мажора и минора и разрешается движением одного голоса по-разному

Мажор:

1) ув.5 (на VI ст.) разрешается в в б.6 движением нижнего голоса вниз

разрешение характерного интервала увеличенная квинта (ув.5) в мажоре

2) ум.4 (на III ст.) разрешается в м.3 движением верхнего голоса вниз (гармонической сексты - в доминантовый тон).

разрешение характерного интервала уменьшенная кварта (ум.4) в мажоре

Минор:

1) ум.4 (на VII ст.)  разрешается в м.3 движением нижнего голоса вверх (гармонической септимы - в тонику).

разрешение характерного интервала уменьшенная кварта (ум.4) в миноре

2) ув.5 (на III ст.) разрешается в б.6 движением верхнего голоса вверх

разрешение характерного интервала увеличенная квинта (ув.5) в миноре


Логический поиск характерных интервалов

 

Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:
Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов. Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия. По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические. В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.


Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:


1)    Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.
2)    Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале. Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.
3)    Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).
4)    Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.
5)    Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал. Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано). Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:

как найти характерные интервалы вариант-1

как найти характерные интервалы вариант-2

как найти характерные интервалы вариант-3

Критически оцениваем:

6)    Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).

находим 1-й характерный интервал вариент-1

находим 1-й характерный интервал вариент-2

находим 1-й характерный интервал вариент-3

Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).

находим 2-й характерный интервал вариент-1

находим 2-й характерный интервал вариент-2

находим 2-й характерный интервал вариент-3

7)    Проверяем далее. Терция от VI  ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.),
квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).

находим 3-й характерный интервал вариент-1

находим 3-й характерный интервал вариент-2

находим 3-й характерный интервал вариент-3

Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).

находим 4-й характерный интервал вариент-1

находим 4-й характерный интервал вариент-2

находим 4-й характерный интервал вариент-3

8)    Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.

 

Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.

 

9)    Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.

Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.

Таблица характерных интервалов

в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе

 

знаков
при ключе
Характерные интервалы
в мажоре
Характерные интервалы
в миноре
0 знаков
при ключе
До мажор:
Все характерные интервалы в До Мажоре
Ля минор:
Все характерные интервалы в Ля Миноре
1 знак
при ключе 
Соль мажор:
Все характерные интервалы в Соль Мажоре
Ми минор:
Все характерные интервалы в Ми Миноре
Фа мажор:
Все характерные интервалы в Фа Мажоре
Ре минор:
Все характерные интервалы в Ре Миноре
2 знака
при ключе 
Ре мажор:
Все характерные интервалы в Ре Мажоре
Си минор:
Все характерные интервалы в Си Миноре
Си-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Си-бемоль Мажоре
Соль минор:
Все характерные интервалы в Соль Миноре
3 знака
при ключе 
Ля мажор:
Все характерные интервалы в Ля Мажоре
Фа-диез минор:
Все характерные интервалы в Фа-диез Миноре
Ми-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ми-бемоль Мажоре
До минор:
Все характерные интервалы в До Миноре
4 знака
при ключе 
Ми мажор:
Все характерные интервалы в Ми Мажоре
До-диез минор:
Все характерные интервалы в До-диез Миноре
Ля-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ля-бемоль Мажоре
Фа минор:
Все характерные интервалы в Фа Миноре
5 знаков
при ключе 
Си мажор:
Все характерные интервалы в Си Мажоре
Соль-диез минор:
Все характерные интервалы в Соль-диез Миноре
Ре-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Ре-бемоль Мажоре
Си-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Си-бемоль Миноре
6 знаков
при ключе 
Фа-диез мажор:
Все характерные интервалы в Фа-диез Мажоре
Ре-диез минор:
Все характерные интервалы в Ре-диез Миноре
Соль-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в Соль-бемоль Мажоре
Ми-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Ми-бемоль Миноре
7 знаков
при ключе 
До-диез мажор:
Все характерные интервалы в До-диез Мажоре
Ля-диез минор:
Все характерные интервалы в Ля-диез Миноре
До-бемоль мажор:
Все характерные интервалы в До-бемоль Мажоре
Ля-бемоль минор:
Все характерные интервалы в Ля-бемоль Миноре

 

Таблица всех характерных интервалов во всех тональностях дана учащимся для проверки знаний. Ее невозможно вызубрить. Для того, чтобы разобраться с построением и разрешением характерных интервалов, - изучайте материалы, представленные непосредственно до самой таблицы.

КОММЕНТАРИИ

+10айсель14.04.2014 21:51#1
отлично :roll:
Цитировать
-9ZXSWAX20.05.2014 16:58#2
:cry: все хорошо, что хорошо кончается
Цитировать
+15вика17.07.2014 17:34#3
Все понятно. я теорией никогда не дружу,а тут разобралась,и чудо!!!! замечательный сайт .спасибо!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!! :-)
Цитировать
+12Roman22.10.2014 20:54#4
Спасибо! Все доступно расписали, очень разборчиво и легко воспринимается. :o
Цитировать
-8назар02.12.2014 08:50#5
АДЕ ПРО ТРИТОНИ?
Цитировать
-4Дмитрий908200102.12.2014 16:34#6
Спасибо ! :o
Цитировать
+4лошадка пони22.12.2014 15:48#7
СПАСИБО!!!!!! ;-) ;-) ;-)
Цитировать
0смайл01.02.2015 17:23#8
огромное спасибо ;-) ;-) ;-) :o :o :o
Цитировать
+12Admin06.04.2015 01:40#9
:oops: Прошу прощения за оффтоп, уже выпущено обучающее приложение по характерным интервалам для телефонов и планшетов системы ANDROID. Приложение дает задания, проверяет его, ставит оценки, и, конечно же, выдает правильные варианты решения во всех тональностях. Наши разработчики уже собрали его. Школьники могут спокойно обучиться, не вынимая телефон из рук...
Ждем отзывов. Качайте вверху, Пользуйтесь, все бесплатно....
Цитировать
+7Антон21.05.2015 11:13#10
С приложением реально круто, респект и уважуха. Натыкался на предмет характерных интервалов за три подхода :-| .
Цитировать
-2Cветлана09.07.2015 00:38#11
Все понятно..но когда в вопросе стоит "построить диатоническую ум. 5 или гармон. ув. 4...то тогда как???? Как запомнить???? Или гармонические это и есть характерные интервалы а диатонические обычные???? Пожалуйста, подскажите.
Цитировать
-2Глеб Георгиевич Жеглов10.07.2015 00:23#12
характерные интервалы это те интервалы, которые строятся в гармонических ладах с участием гармонической ступени (увеличенные или уменьшенные), но которых нет в натуральных ладах. А диатонические это интервалы диатонических ладов, обычные, т.е. не уменьшенные и не увеличенные, за исключением диатонического тритона.
Цитировать
+5Глеб Георгиевич Жеглов10.07.2015 00:25#13
гармонический тритон характерным интервалом не является. разница, наверное, здесь.
Цитировать
-4рома03.11.2015 13:23#14
8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) 8) :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :o :o :o :o спасибочки
Цитировать
-3марина18.11.2015 17:50#15
Оболдеть разобролась, но мне надо ув 2 и ум 7 надо было сделать обращение и мне сказали что должно получится 6 тактов подскажите что надо написать гамма си бемоль мажор?!!!!!!??! ?!?
Цитировать
+1sasha292820.03.2016 15:03#16
:cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry:
Цитировать
+2Недотеоретик05.06.2016 23:31#17
Или я чего-то не понимаю в этой жизни или что... Но почему УВЕЛИЧЕННАЯ квинта и УМЕНЬШЁННАЯ кварта??? Ведь правильно Увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Почему увеличенная квинта строится на 3 ступени??? чёёёёёё
Цитировать
-1настя09.10.2016 22:28#18
а мне 2 за это поставили
Цитировать
+1О.Бендер11.03.2017 06:21#19
Скажите пожалуйста, почему я не могу скачать приложение с плеймаркета :cry:
Цитировать
+2Admin11.03.2017 13:56#20
:-) Это потому что наши приложения на момент написания данного комментария работают только для пользователей нашего портала.
Цитировать

Джаз для музыкантов

Удобство в обучении

Ставка на импровизацию