Словарь терминов
  • Register
head-articles.png

Доминанта

доминантаДоминантой принято называть как аккордовую функцию, располагающуюся на V ступени мажорного или минорного лада, так и саму V ступень

 

Своим названием функция обязана латинским терминам: dominus - господин, dominantis – господствующий. В музыкальном тексте доминанта обозначается латинской буквой D, или римской цифрой V.

Трезвучие доминанты находится в тональности первой степени родства по отношению к тональности тоники. В европейской музыке тональности доминанты по праву отдавалась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности и давала макро тяготения в пределах всей формы произведения. Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.

В музыке доминанта более всех функций тяготеет к тонике (требует разрешения в тонику). В классической музыке разрешение доминанту в тонику на слух звучит неопровержимо и утвердительно, без тени сомнения с полнотой досказанности.

Доминанта


В джазе благодаря наличию септ-, нон- и кварто- содержащей фактуры тяготения ослабляются, гротескная утвердительность уступает место изысканности.

Доминанта в джазе


В классической музыке доминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на VII и III ступенях. Очевидно, из-за присутствия в их составе вводного тона (седьмой ступени).
В джазе доминанту может заменять аккорд, поднятый (= опущенный) на 3,5 тона. Т.н. тритоновая замена. Также в джазе доминанту принято альтерировать и расщеплять некоторые ее тона, а также использовать звуки одноименных ладов в одной вертикали.

Пример разрешения


 

Доминанта в джазе

материалы сайта на предмет доминанты в джазе:

1) Доминантовая вертикаль джаза

2) Доминантовые звукоряды джаза

3) Разрешение джазовой доминанты в тонику