Словарь терминов
  • Register

Интервал

Интервалом называется соотношение двух звуков.

гармонические интервалы
мелодические интервалы
диатонические интервалы
характерные интервалы
хроматические интервалы

 

диктанты:
на диатонические интервалы
на хроматические интервалы

 

Интервал – это не расстояние между двумя звуками, а отношение величин частот колебаний двух звуков в музыке. И все интервалы привязаны к относительной системе пропорций. Это только на рояле расстояния между каждыми соседними клавишами повсеместно кажутся одинаковыми. Реально, в левой части клавиатуры количественная разница в колебаниях между соседними клавишами будет исчисляться единицами Герц, а в правой – сотнями Герц и более того. И чем правее по клавиатуре (выше), тем больше будет разница между соседними клавишами (через одну, через две, через три…) в частотах. Но неизменными останутся соотношения частот.

Понятно, что в системе абсолютных частот сложно ориентироваться, поэтому и выбрана шкала частотных пропорций, которая является максимально удобной для систематизации всей нотной записи, которая и нужна в конечном итоге музыкантам для любых измерений и записей. Так как пропорции сохраняются на весь звукоряд, появилась возможность представить всю картину интервалов в виде линейной шкалы и условно принять интервал за некое расстояние между звуками. Но надо понимать, что расстояние есть участок между одной и другой точкой. А в интервалах звучат только две частоты и никаких частот, из тех, что между ними.

Все интервалы в темперированном ладу, вне зависимости от какого звука они строятся, выраженные в дроби, - имеют одинаковое число. В этом есть свои достоинства и недостатки. Достоинств гораздо больше, почему и была придумана темперация. Единственным недостатком темперации служит небольшое отклонение высоты звуков ступеней от обертонового ряда, которые благодаря ряду факторов сводятся на нет (см. особенности слуха и чистоту звука).

В музыке все интервалы измеряются двумя способами:

1. По количеству содержащихся в них ступеней

В семиступенном натуральном ладу интервалы имеют, прежде всего, ступеневую величину:

прима
секунда
терция
кварта
квинта
секста
септима
октава

2. По количеству содержащихся в них тонов

Два ближайших звука – полутон. Полутон это минимальный шаг в музыке. Два полутона – это тон. Тонами с полутонами измеряются все интервалы в музыке:

Прима (ч1)
Малая секунда (м2)
Большая секунда (б2)
Малая терция (мЗ)
Большая терция (б3)
Кварта (ч4)
Тритон (ув4 или ум5)
Квинта (ч5)
Малая секста (м6)
Большая секста (б6)
Малая септима (м7)
Большая септима (б7)
Октава (ч8)
= 0 тонов
= пол тона
= 1 тон
= 1,5 тона
= 2 тона
= 2,5 тона
= 3 тона
= 3,5 тона
= 4 тона
= 4,5 тона
= 5 тонов
= 5,5
= 6 тонов

Интервалы

Интервал октава

 

В зависимости от последовательности исполнения интервалы делятся на гармонические и мелодические

Гармонические интервалы

Два одновременно звучащих звука называют гармоническим интервалом.

Термин гармонические интервалы основан на понятии «гармония». Но не в понимании согласия или благозвучности звучания, а в определении ее как «контрапункт» (буквально: нота против ноты). Гармонические интервалы могут быть и благозвучными (консонансами), и резко звучащими (диссонансами). Гармоническими их делает одновременность звучания.

В гармонических интервалах нижний звук принято называть основанием, а верхний вершиной.

Для гармонических интервалов принято правило прочтения снизу вверх (от основания к вершине).


Восприятие

Гармонические интервалы воспринимаются ярче из-за одновременности сопоставления звуков. Момент одновременного звучания звуков в гармоническом интервале продолжительный, общее исполнение звуков порождает перкуссивность, особенно в диссонирующих интервалах, что помогает психике слушателя лучше различать гармонический интервал на слух. В нижнем регистре инструмента в диссонансах четко прослеживается новый параметр «стук», который уже явно слышен и может быть даже сосчитан.

Мелодические интервалы

Два последовательно исполненных звука называют мелодическим интервалом.

В основе термина лежит слово "мелодия" - последовательное (мелодическое) изложение звуков.

Вариантность исполнения звуков относительно друг друга во времени делит мелодические интервалы на восходящие и нисходящие.
Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз с указанием направления движения. Без указания направления читаются и исполняются восходящие мелодические интервалы (как бы по умолчанию).

 

Восприятие

Мелодические интервалы, казалось бы, должны быть менее выразительными, т.к. одновременный промежуток звучания минимален, а перкуссивность не успевает проявиться в полной мере. На деле, исполнение мелодического интервала содержит элементы динамики (развития), и в этом их решающее преимущество воздействия на слушателя.

Поэтому в рамках исполнения двух звуков в мелодическом интервале уже присутствует смена ближнего плана (зачатки музыкального динамического развития), хотя сопоставление двух звуков не будет таким ярким и долгосрочным как в гармоническом интервале.

 

О динамике в восприятии музыки

Наша психика, используя принципы работы памяти, запоминает воспроизводимые звуки таким образом, что предыдущие затираются последующими, которые на момент звучания выходят на передний план и ощущаются ярче. Если подыскивать ассоциации, то удачным будет сравнение с человеком, сидящим в автомобиле или поезде лицом назад. Ближний план всегда будет отодвигаться назад и со временем теряться из вида, в то время как наступивший ближний план будет самым ощутимым и разборчивым, одновременно слегка предугадываемым (ожидаемым), но в большей степени неожиданным в деталях. Поясним: если вы едете в поле, предыдущий ландшафт и опыт ранее увиденного подсказывает, с чем примерно вы встретитесь (какая картинка появится из-за спины). То же самое, если вы едете в мегаполисе днем – из-за спины ни за что не появится пустынный ночной пейзаж. Точно предметы и детали вы предсказать не в состоянии (какое дерево или дом появится из-за спины). Так и в музыке, в рамках жанра, стиля, и заданного характера при наличии музыкального слухового опыта есть элемент предвидения вперед, но постоянная мгновенность наступающей новизны и дает динамику в развитии. При этом наша память не сбрасывает мгновенно услышанное прежде, а помнит его, но уже не так четко. И все же, это не мешает сопоставлять исполненное ранее с только что услышанным. Так и при езде – вы в общих чертах вдали просматриваете то, что проехали.



 

Уменьшенные и увеличенные интервалы

По отношению к ладу интервалы могут также быть уменьшенными и увеличенными.

На примере кварты:

Увеличенная, уменьшенная кварта

В диатоническом звукоряде (ладу) существует всего один увеличенный интервал: увеличенная кварта (ув.4.); и всего один уменьшенный интервал: уменьшенная квинта (ум.5.). Эти интервалы имеют общее название "тритон", от того что состоят ровно из трех тонов.

Все остальные уменьшенные и увеличенные интервалы относятся к разряду хроматических интервалов, а часть из них относится к разряду характерных интервалов.

 

Диатонические интервалы

Интервалы, построенные на натуральных ступенях, относятся к разряду диатонических интервалов.

Эти темы настолько широки, что должны быть вынесены в отдельные разделы музыкального словаря терминов. Смотрите по ссылкам.