Словарь терминов
  • Register

Тесситура

Тесситура – термин, связанный с ограничением технических исполнительских возможностей в зависимости от привязки к рабочему диапазону инструмента (голоса)

Другими словами можно обозначить ее как регистр по отношению к отдельно взятому инструменту.

 

Как правило, выделяют три вида тесситуры:
1) средняя – комфортная, с наибольшими техническими возможностями часть рабочего диапазона.
2) низкая – для низких звуков.
3) высокая – наиболее энергозатратная в звукоизвлечении и наиболее напряженная в звучании, требует повышенной концентрации.

Поэтому уже на этапе написания произведения, автор берет в расчёт, в какой тесситуре будет написано то или иное соло, аккомпанемент, контрапункт и т.п. Это напрямую влияет на характер и внутреннюю энергетику звучащего фрагмента.

В ряде случаев индивидуально по инструментам переход из одного регистра в другой в соседних нотах диапазона ощутим на слух. Для вокалистов при этом может быть ощутимой на слух смена принципа звукоизвлечения (для каждого индивидуально). По отношению к роялю, например, можно отметить переход с 3-х струн на 2-е внизу, или отсутствие демпферов вверху.

 


Даже по отношению к инструментам, на которых все звуки берутся с одинаковой энергозатратой, данный термин в ряде случаев применим



Наиболее типичный пример по отношению к фортепиано, подтверждающий, что и пианистами этот термин бывает задействован:
В случаях смены солиста с альт саксофона на тенор (сопрано, баритон) или B-кларнета на Es-кларнет и т.п. – партию ф-но недостаточно опустить (поднять) на кварту, т.к. она начинает либо откровенно терять «мясо» и становиться легкой не по заданному замыслу, либо наоборот весь аккомпанемент приобретает абсолютно неуместную по замыслу суровость. Тогда приходится брать ручку и править, править, править: переносить голоса в аккордах, опускать или поднимать «вылезающие за край» басовые ноты. Ситуация для концертмейстеров знакомая. При этом, партия солиста ничуть не меняется, т.к. тесситура практически такая же. У каждого свой ключ. Транспозиция партии фортепиано (оркестра) на кварту (квинту) почти всегда требует правки аккомпанемента, который без купюр звучит вне рамок авторского замысла.