Статьи о музыке
  • Register
head-articles.png

Эрролл Гарнер

Удивительно, но этот джазовейший пианист популярен даже среди публики, которую, обычно джаз оставляет равнодушной. И тем, кем он является, Гарнер стал благодаря именно этой музыке, объединяющей самым противоречивым образом старинные и современные стили. Подобное "слияние" помогло ему выработать оригинальный язык, который с трудом поддается немедленной дефиниции; стиль, который нельзя причислить к какой-нибудь школе или установить очевидное влияние на него кого-либо из метров. Что больше всего поражает в его манере игры, так это, конечно, его легчайшее прикосновение к клавиатуре и едва заметный, почти неопределимый "разрыв" между правой и левой рукой. Этот "разрыв" и является сильнейшим генератором свинга.

Позже именно эту особенность игры стали называть "гарнеровской иноходью". Его левая рука сравнима с ритмической секцией, "отбивающей" четыре доли в аккорде, в то время как правая "специализируется" на самых разнообразных тушэ и очень быстрых "фразах" с использованием простых нот или аккордов, перекликающихся с подобными в противоположной руке. Его музыкальная "беседа" насыщена цитатами, парафразами и может достигать в блюзах просто трагических масштабов. Слушая этого пианиста, понимаешь, что в его творчестве представлены все грани джазового стиля. Вы видите перед собой переполненного удовольствием пианиста с блуждающей, как обычно, на губах лукавой усмешкой и сцену, залитую красным светом прожекторов. Что до самой технической стороны дела, так ему абсолютно наплевать на окружающих, на инструмент, на пассажи и технические сложности. Глядя в небо, он играет так, как будто, в этот момент поет сама его душа, и он не может сдержать этой могучей волны, а пальцы и все остальное - мелочи. Глядя на него - понимаешь, что джаз не где-то внутри, он повсюду - вокруг него, его можно ощутить витающим в воздухе - вокруг гиганта-пианиста.