Семейство кларнета
  • Register

Семейство кларнета

кларнет in B (си-бемоль)
кларнет in A (Ля)
малый кларнет in Es (Ми-бемоль)
бассетхорн
бас-кларнет

 

Современное семейство кларнета весьма обширно, не многие инструменты могут похвастаться таким разнообразием тембров, строев и модификаций. Ниже даются описания видов кларнетов, утвердившихся в наши дни и имеющих место быть употребимыми в оркестровых партитурах классической музыки (для информации об исторических видах кларнетов перейдите в раздел "История возникновения"...ссылка в меню...).

 

Кларнет in B (си-бемоль) – инструмент транспонирующий. Партии для него пишутся на большую секунду выше действительного звучания (т.е. не в си-бемоль, а в до-мажоре).
Низкий регистр кларнета: от Ми (Миb) малой октавы – до Ре первой октавы включительно – имеет звучность густую, полную, звонкую и немного гулкую. Медленные мелодии передаются кларнетом в низком регистре с большой выразительностью. В низком регистре способность кларнета к динамическим оттенкам чрезвычайно велика. В нюансе piano звучность инструмента может доходить почти до шепота.
Средний регистр: от Ре# первой октавы – до Сиb той же октавы – звучание немного более слабое и бесцветное по тембру.
Верхний регистр: от Си первой октавы и выше – наоборот, по мере восхождения приобретает яркость, блеск и удивительную выразительность.
Звуки, расположенные выше Ми третьей октавы: приобретают резкость, крикливость, и чем выше, тем больше теряют характерные признаки кларнетного тембра.

Общее впечатление от тембра кларнета – благородство звука, изысканность, привлекательная теплота.
Техническая подвижность и исполнительская гибкость кларнета очень велики. Гаммообразные пассажи шестнадцатыми длительностями в весьма стремительном движении для кларнета вполне доступны во всех тональностях.
Скачки и арпеджио представляют собой обычную атрибутику кларнетных партий, а всевозможные виртуозные соло находят в нем подчас единственное истолкование.



Кларнет in A (Ля) настроен малой секундой ниже кларнета в Си-бемоль. Он нотируется в скрипичном ключе малой терцией выше действительного звучания.

 

Малый кларнет in Es (Ми-бемоль) настроен чистой квартой выше кларнета в си-бемоль. Объем его по письму и аппликатуре вполне сходен с объемом и аппликатурой обыкновенного кларнета B (си-бемоль). Действительная высота звуков кларнета Миb – малой терцией выше написанного.

В оркестре наиболее употребимым является верхний регистр малого кларнета Миb – от «Ре» второй октавы – до «Ми» третьей октавы.



Бассетхорны (бассетгорны) известны в двух строях: Ми-бемоль и Фа. По существу это альтовые кларнеты, причем, бассетхорн в Ми-бемоль настроен октавой ниже малого кларнета Es (Ми-бемоль) и чистой квинтой ниже обыкновенного кларнета B (Си-бемоль). Бассетхорн F (Фа) настроен чистой квартой ниже кларнета B (Си-бемоль)  и большой секундой выше бассетхорна  Es (Ми-бемоль). Нотирование и аппликатуры альтовых кларнетов вполне сходны с нотированием и аппликатурой сопранового кларнета (кларнета B). Звучат же они ниже написанного: бассетхорн Es (Ми-бемоль) – большой секстой; басетхорн F (Фа) – чистой квинтой.



Бас-кларнет прежде существовал в двух строях: Си-бемоль и Ля, октавой ниже сопрановых кларнетов соответствующих строев. Современный бас-кларнет строится только в Си-бемоль и имеет дополнительные клапаны для звуков: Ми-бемоль, Ре, До-диез, и До малой октавы. Благодаря этому устройству, его объем простирается от «До» малой октавы – до «Фа» третьей октавы по письму в скрипичном ключе. Звучит ноной ниже написанного. В техническом отношении бассетхорны и бас-кларнеты столь же подвижны, как и обыкновенные кларнеты сопрано.
Объем бас-кларнета

Обявления: Кларнет

Новый кларнет. Производитель Китай. Мундштук, бочонок - все имеется. Футляр. Санкт-Петербург. Возможно договориться на просмотр.

Запустили антологию для саксофона, что-то можно играть и на кларнете. И уже давно функционирует сетевой сборник для Es и Bb кларнетов в ДМШ для игры по Караоке джаз методу.