Уроки теории (курс лекций)
  • Register

Гармоническое голосоведение

голосоведение в джазеРаспространенное явление: при знании музыкантом практически всех аккордов, употребляемых в джазе, реальное применение их вызывает ряд сложностей. Одно дело построить аккорд от основного тона и другое дело уметь использовать его обращения во время реальной игры, так как выбор их не всегда бывает звучащим. Происходит это в большинстве случаев из-за нарушения элементарных правил голосоведения. Правила голосоведения в первую очередь необходимо применять при соединении функций для основных звуков (ступеней) аккорда.


Фактура джаза весьма плотная и насыщенная, но не все звуки в аккорде являются основными, имеются так же и вспомогательные, которые, безусловно, создают джазовый колорит, но могут быть и опущенными. А вот за голосоведением основных звуков аккордов необходимо следить. Правила здесь такие же, как и в классической гармонии. Из основных звуков септаккорда выделим прежде всего:

1. терция
2. септима
3. основной тон

9,11,13 и аккорды квартового (см. главу «квартовые цепочки») строения стоит рассматривать как частный случай септаккордов и основные звуки для них будут теми же.

Если голоса 1 и 2 необоснованно скачут, вместо того, чтобы плавно соединяться, то звучание, скорее всего, будет подозрительным.

Первостепенное внимание (лучше доведение до автоматизма) нужно уделять разрешению доминатовых функций в тонические. Кроме случаев прямого хроматического, реже диатонического параллелизма (хроматический можно продолжать до бесконечности, диатонический возможен не на всех участках) за голосоведением нужно следить даже в подкладочной партии одной левой руки, тогда даже AbHDG для C минора будет звучать вполне грамотно.

Так как структура всех джазовых аккордов более изощренная, чем в классике, то и вариантов для гармонизации больше.

Всегда есть «но». Джаз все-таки не строгий стиль. Практика показывает, что правилами голосоведения можно умело пренебрегать, и у мастеров есть примеры. Но на первых порах лучше придерживаться правил, а исключениями пользоваться в крайних случаях для сохранения целостности всей гармонической конструкции или же удобства исполнения (не всегда хорошо ломать руки, особенно в быстром темпе). В любом случае, вам на вооружение даны собственные уши, которые подскажут – все ли звучит.

Вовсе не обязательно соблюдать постоянное количество голосов, главное не терять контроля за основными голосами.

Заметим так же, что при игре блок аккордами уделяют внимание внутреннему строению и любые правила голосоведения при этом не всегда соблюдаются, хотя звучание вполне приличное. Вот и пример об исключениях.

Джаз для музыкантов

Удобство в обучении

Ставка на импровизацию