Уроки теории (курс лекций)
  • Register
кровати

Джазовые гаммы

гаммыДанный урок посвящен этой теме именно благодаря многочисленным запросам пользователей, интересующихся именно гаммообразованием в джазе, а если точнее, джаз гаммами. Встречая ответ, подобный тому, что гамм джазовых, по сути, нет, и все можно найти в классике, некоторых авторитетных знатоков теории – хочу изложить свои наблюдения и соображения по данному конкретному вопросу. В этом имеет смысл разобраться. Данному предмету на нашем ресурсе посвящается достаточное количество материалов. И более того, скажем, в дальнейших планах имеются намерения осветить еще целый ряд джазовых ладов (гамм), в которых будем выделять звучащие, и в то же время конфликтные гаммы, ступени которых обходят основной тон и квинту, предполагающуюся в гармонии. Весь материал подразумевает только звучащие конструкции, логику которых следует изучать современным музыкантам. Обширная часть вопроса освящается в сервисе "Гармония сфер", где перечисляются звукоряды удаленных от лада аккордов.

1.    Блюзовые ступени в гаммообразовании
2.    Тейтумовские пассажи
3.    Конструктивные гаммы
4.    Гаммы, образующиеся из политональных аккордов (верхнего аккорда, на гармонии нижнего)
5.    Кадансовый отыгрыш (риффо- органный пункт)
6.    Проникновение мажора в минор
7.    Нестандартная группировка шестнадцатых (32-х)
8.    Принцип функциональной задержки

9.    Доминантовые звукоряды джаза


Если я ушами и всем своим нутром отчетливо слышу характерные гаммообразования и осознанно отмечаю про себя, что эти гаммы встречаются именно в джазе (в классике их днем с огнем не сыщешь) – значит, они в джазе есть. И лично я с этим определился. А далее будем при помощи анализа определять их характерные свойства.

Сноска: под гаммой подразумевается поступенное движение в одном направлении с охватом обоих тетрахордов (верхнего и нижнего) функционального лада.

Блюзовые ступени в гаммообразовании.
Весьма распространенный вариант – гаммообразные построения с использованием блюзовых ступеней лада. Более широко это можно обозначить как использование минорного лада на мажорной функции (а в большинстве случаев на малом мажорном септаккорде). Конфликт альтерированных и натуральных ступеней и рождает яркий джазовый спектр. Используется на всех функциях лада.

Арт Тэйтум был выдающимся полуслепым пианистом, поражавшим своей неповторимой манерой игры, в которой особое место отводилось развернутым, отточенным пассажам, применявшимся, подчас, на новых для того времени гармониях, интересно противопоставлявшихся основному ладу. Пассажная техника его была настолько яркой и выразительной (а на мой взгляд – уж чересчур излишне), что ранний Питерсон долгое время болел тяготением к такой манере исполнения. К слову сказать (мое субъективное мнение), такого рода пассажность сильно разваливала форму, то и дело приводя к остановкам и дослушиванию, когда же все это доиграется; и как только начиналось движение вперед – вновь новый затяжной пассаж (часто при отсутствующей левой). И еще эти пассажи вываливались из времени (расширяли его), т.е. исполнялись в более медленном темпе. Тем не менее, все это звучало и звучит очень сочно, убедительно и виртуозно, говоря в пользу великого джазового музыканта. Общие же теденции сегодняшнего дня в музыке – говорят не в пользу виртуозности (и это хорошо).

Конструктивные гаммы. Встречаются нечасто. В большинстве случаев на доминантовой функции, часто на малом мажорном септаккорде (+ на блюзовой тонике= V7). Имеются случаи использования на тонической функции. В мировой практике данным приемом совершенно владело небольшое количество музыкантов. Отечественному джазу – несвойственно (рад буду ошибиться). Примеры: Колтрейн, Гарланд, Келли.

Гаммы от политональных аккордов. Скорее всего, именно это явление и лежит в основе поискового запроса пользователей «джазовые гаммы». Как я ранее говорил, нет четко выраженной грани между политональными и простыми или альтерированными септ- , нон- и т.п. аккордами. Так же можно сказать и о гаммах, использующих альтерированные (расщепленные) ступени, которые всегда можно осмыслить как политональные образования (и так для мышления удобнее, и тому есть отображение в цифровой записи, например A\G, C\E). Тональность нижнего аккорда дает здесь функцию, а движение гаммы по звукам, включающим основные ступени верхнего аккорда, дает дополнительные диссонирующие звуки. Здесь уместно использование пианистами просто арпеджио по звукам верхнего аккорда.

Принцип функциональной задержки. Относится, скорее, к современному свингу, чем к данному разделу. Первая доля (или даже две) такта исполняется в старой функции, и гамма, соответственно, тоже, а уже на последующие доли вступает следующая функция (с задержкой). Прием крайне редок, выразителен, сбивает с толку, звучит современно и очень авторитетно. Пример из произведений Билла Эванса (Келли – тоже владел). Хотя это можно отнести и не к гаммам, вообще, а к сдвигам или синкопам.

Кадансовый отыгрыш. Если брать чисто джазовые темы, во многих из них смысловая (поэтическая, вокальная) строка заканчивается на несколько тактов раньше квадрата, где уместен кадансовый инструментальный отыгрыш (брэйк). Здесь можно смело употреблять пассаж (гамму) по тонической гармонии (либо блюзовой или другие варианты тонических ладов, например дорийский). Функциональная (гармоническая) подкладка будет, в большинстве случаев, состоять из нескольких аккордов, движущихся в тонику. И наша гамма очень неплохо заперечит с некоторыми функциями этого отыгрыша, вдобавок к тому, что будет создаваться множество диатонических напряжений в обычном порядке.

При проникновении мажора в минор происходит следующее: гамма движется по ладу, содержащему натуральные ступени, а подкладка (партия левой руки) использует альтерированные. Здесь лучше заранее почитать о «Проникновении мажора в минор и наоборот».

Доминантовые звукоряды джаза. Взгляд на нетрадиционное гаммообразование применительно только к доминантам джаза. Тема широкая, поэтому освещается отдельно, хотя имеет точки пересечения с темами "проникновения мажора в минор и наоборот", "блюзовыми ступенями", "конструктивными звукорядами" и даже "политональными аккордами".

Написал, конечно, не все. Продолжение следует…