Уроки теории (курс лекций)
  • Register
Детские двухъярусные кровати из массива сосны

Разрешение доминанты

Разрешение доминанты в тонику в джазе

принцип разрешения доминанты1. Тесное расположение.
2. Широкое расположение.

Минимальный набор голосов для отображения гармонии в левой руке.


Во время исполнения импровизаций (jazz piano) некогда думать над правильностью изложения голосов в правой и левой руке. Желательно иметь готовый опробованный и осознанный набор используемых при игре аккордов (трезвучий, интервалов) в левой руке, которые бы правильно соединялись между собой и четко определяли гармоническую схему произведения. Это наиболее типичный случай, когда партия левой руки может самостоятельно излагать гармонию, и во многих случаях составлять отдельный ритмический пласт, освобождая правую руку для исполнения импровизации. В малых составах (combo) на долю джазового фортепиано выпадает в том числе и гармоническая нагрузка.

Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе "Уроки джаза" с присутствующими комментариями и нотными примерами.

перейти к подробному уроку

В этом случае желательно заранее проследить за правильностью соединения аккордов, т.к. правильное голосоведение влияет на красоту звучания. Прежде всего, конечно, нужно правильно соединять доминанту с тоникой. Доминантово-тонические тяготения составляют одну из главных основ развития музыкального материала во времени. Это всем известно из любого базового курса гармонии. В джазе же на протяжении изложения одной темы может несколько раз произойти отклонение в другую тональность и в большинстве случаев при помощи использования доминантово-тонических связей.

(какие аккорды могут откровенно нести тоническую функцию?)

Брать аккорд из 4-5 звуков каждый раз нерентабельно. Обычно септаккорды в левой руке отображаются тремя звуками. Вернее тремя базовыми, к которым могут быть прибавлены другие аккордовые звуки и альтерированные ступени. (хотя бывают яркие исключения).

Во время ваших джаз уроков при соединении аккордов нужно стремиться к тому, чтобы голоса не прыгали, а двигались плавно. Примеры для тесного и широкого расположения:

Существует базовый набор разрешений доминанты в тонику, используемый многими музыкантами на сознательном либо интуитивном уровне.

Дополнение следует...