Заметки специалиста
  • Register

Джаз доминанты

доминантовые звукоряды джаза
политональная вертикаль звукорядов

 

для поиска всех звукорядов для всех аккордов всех тональностей перейдите здесь

 

Доминантовые звукоряды джаза

В современном джазе применение доминантовых звукорядов (джаз гамм) встречается часто. Если глубокие познания на уровне «только подумал – сразу сыграл» в джазовой фактуре необходимы отчасти лишь исполнителям на полифонических инструментах, то для солистов-монофонистов (т.е. духовиков, а также струнников) требуется адаптация в области нетрадиционных доминантовых звукорядов.
Чаще всего данные звукоряды разрешаются в квинту реже в основной тон тонического аккорда. Чаще данные звукоряды применяются в нисходящем поступенном движении, хотя бывают яркие исключения. Весь изыск таких звукорядов лежит в несоответствии некоторых их ступеней ступеням лада и / или ступеням традиционного доминант септ-, нон- аккорда.

 

Следовало бы выделить 2 основных вида доминантовых звукорядов, употребляемых в джазе:

1) Блюзовый звукоряд. Главное отличие таких звукорядов - блюзовый характер звучания, который проявляется при наличии расщепленной терции малого мажорного септаккорда (в мелодии - малая терция, в гармонии - большая). Тоника блюза тоже может быть представлена таким звукорядом (см. тоническая функция блюза).

2) Конструктивный звукоряд. Само название говорит о наличии малого звена повторяющейся в звукоряде структуры. Данный вид звукорядов представляет т.н. гамма Римского-Корсакова и целотоновая гамма.



Использование (встраивание) хроматических (проходящих, дополнительных) ступеней в такой звукоряд будет нежелательным. Оно может разрушить целостность доминант напряженного лада и ослабить, таким образом, его тяготение в тонику. Это внесет элементы аморфности в звучание. А на наших курсах мы обязались строить «горячий звук». Данные звукоряды привносят в основной лад новые ступени, поэтому расширяют его горизонты – это с одной стороны, с другой вносят целый ряд элементов хроматики по горизонтали в диатонические по сути лады, что делает их крайне привлекательными для джаза как музыки высокого градуса напряжений.
Звукоряды относятся к ладу только исключительно как доминанта к тонике, поэтому применение вне связки D7-T будет нецелесообразным, и даже подмена тоники на VI ступень будет звучать мало убедительно.
Применяться данные звукоряды могут практически во всех случаях, где располагаются доминанты или побочные доминанты. Использоваться могут лишь несколько ступеней звукоряда, поступенно прилегающих к разрешающему тону тоники (чаще это квинта или осн. тон). В случае движения побочных доминант против часовой стрелки применение доминантовых джазовых звукорядов также может с успехом использоваться.
Солисту во время импровизации не следует беспокоиться, что аккомпанирующий состав может не догадываться и исполнять доминантовую гармонию без расчета на применение солистом данного звукоряда. Хотя также необходимо отметить, что и в данном случае стоит руководствоваться вкусом и целесообразностью.

 

I. Выделить все виды блюзовых доминантовых звукорядов несложно (сложнее научиться пользоваться ими во время импровизации). Данные звукоряды отличаются друг от друга степенью насыщенности минорными ступенями. Поэтому и составим примеры от меньшей степени блюзовости к большей

джаз доминантовый звукоряд (пример 1) джаз доминантовый звукоряд (пример 2) джаз доминантовый звукоряд (пример 3) джаз доминантовый звукоряд (пример 4) джаз доминантовый звукоряд (пример 5) джаз доминантовый звукоряд (пример 6)

 

 

 

II. Доминантовые конструктивные звукоряды джаза - это 1) гамма Н.А.Римского-Корсакова и 2) целотоновый звукоряд

конструктивный доминантовый звукоряд джаза (гамма Р-Корсакова) целотоновый доминантовый звукоряд джаза

 

Политональные доминантовые аккорды и доминантовые звукоряды

Билл Эванс использовал для обозначения джазовых аккордов дроби. Такие аккорды можно еще обозначать как политональные аккорды.
К аккордам доминантовой группы До-мажора можно соотнести следующие записи:
Db/G7
Eb/G7
E/G7
A/G7
Bb/G7
Dbm/G7
Dm/G7
Em/G7
Gm/G7 (G+9)
Abm/G7
Bbm/G7
Несложно догадаться что второй аккорд был подобран из аккордов, не содержащих звуки До и Фа#.
Так вот, доминантовые звукоряды прекрасно гармонизуются политональными аккордами. Таблица приведена ниже для G7.

АККОРД: ЗВУКОРЯД:
Db/G7 - политональный аккорд Db/G7 джаз доминантовый звукоряд (пример 5) джаз доминантовый звукоряд (пример 6)
Eb/G7 - политональный аккорд Eb/G7 джаз доминантовый звукоряд (пример 4) джаз доминантовый звукоряд (пример 5) джаз доминантовый звукоряд (пример 6) джаз доминантовый звукоряд (пример 3)
E/G7 - политональный аккорд E/G7 конструктивный доминантовый звукоряд джаза (гамма Р-Корсакова)
A/G7 - политональный аккорд A/G7  по факту это G7(+11) субдоминантовый аккорд в РЕ-миноре
Bb/G7 - политональный аккорд Bb/G7 джаз доминантовый звукоряд (пример 2) джаз доминантовый звукоряд (пример 3) джаз доминантовый звукоряд (пример 4) джаз доминантовый звукоряд (пример 1)
Dbm/G7 - политональный аккорд Dbm/G7 конструктивный доминантовый звукоряд джаза (гамма Р-Корсакова)
Dm/G7 - политональный аккорд Dm/G7 джаз доминантовый звукоряд (пример 3) джаз доминантовый звукоряд (пример 1)
Em/G7 - политональный аккорд Em/G7  по факту это G7 с секстой в ДО-мажоре
Gm/G7 - политональный аккорд (G+9) Gm/G7 (G+9) джаз доминантовый звукоряд (пример 1) джаз доминантовый звукоряд (пример 2) джаз доминантовый звукоряд (пример 3) джаз доминантовый звукоряд (пример 4) джаз доминантовый звукоряд (пример 5) джаз доминантовый звукоряд (пример 6)
Abm/G7 - политональный аккорд Abm/G7 джаз доминантовый звукоряд (пример 6)
Bbm/G7 - политональный аккорд Bbm/G7 конструктивный доминантовый звукоряд джаза (гамма Р-Корсакова)



Также для справки о звучании в джазе мажорных звукорядов в миноре и минорных звукорядов в мажоре смотрите материал: «Проникновение мажора в минор и наоборот»

Почему существуют и что привносят
Данные звукоряды существуют благодаря двум свойствам: 1) ярко выраженным тяготением к тоническому центру лада; 2) внесением напряжений повышенного градуса, благодаря использованию альтерированных (и/или блюзовых) по отношению к натуральному ладу ступеней. Звукоряд, представляющий собою лад, отличный от натурального лада тоники (либо отличный от пентатоничекого блюзового лада), крайне привлекателен для джаза и вносит новые краски в музыкальную концепцию произведения. Используется в стилях пост свинговой эпохи.

Как соотносятся с ладом тональности и в какие ступени тяготеют более всего
Данные звукоряды имеют повышенные напряжения, которые оправданно разрешаются исключительно в функцию тоники (на практике для мелодии чаще: в квинту, осн. тон; гораздо реже: терцию, септиму, нону).

Как соотносятся с ладами удаленных аккордов
Соединение данного звукоряда с последующей функцией, отличной от тоники, тем паче, с ладами далеких аккордов мало оправдано, привносит элемент аморфности. Хотя, если этого требует замысел, такое соединение можно и использовать.

Вариативная замена доминанты
Доминанта в джазе один из самых подверженных видоизменениям элементов, в первую очередь благодаря структуре малого мажорного септаккорда, одного из самых уживчивых в акустическом плане со всеми другими надстроечными аккордами и созвучиями (см. универсальные свойства малого мажорного септаккорда). Доминантовые звукоряды представляют для импровизатора новые мелодические средства музыкальной выразительности, позволяют адаптироваться к сложным альтерированным (политональным) аккордам, применяющимся в джазе, а также найти новые звукоряды для блюзовой тоники (о блюзовой тонике см. тоническая функция блюза).

Что нежелательно при использовании (построении) доминантового звукоряда
Лучше не вносить в данный звукоряд элементов хроматизма, т.к. их ладовая целостность при этом разрушается, что понижает степень общего тяготения в тонику.

Что можно и что часто встречается
Очень часто доминантовые звукоряды джаза встречаются в неполном виде (вплоть до всего двух-трех ступеней), но при этом их поступенная (гаммообразная) последовательность использования остается непреложной.

Как искать звукоряд по таблицам септаккордов
Поиск по таблицам производится просто. Задействуйте графу «джаз доминанты» и за долю секунды получите исчерпывающее количество доминантовых звукорядов к выбранному аккорду доминанты. При поиске аккордов по заданным звукам мелодии все соответствующие (возможные для гармонизации) данному фрагменту мелодии доминантовые звукоряды – содержат соответствующую о том приписку.

 

Другие материалы, соответствующие данной теме:

1) Доминантовая вертикаль джаза

2) Разрешение доминанты в тонику




 

Прошлые материалы по этой теме

Еще о блюзовых доминантовых звукорядах

Чаще всего в джазовой практике встречаются примеры фрагментов данных звукорядов, где VII и VI натуральные ступени на гармонической доминанте нисходящим движением разрешаются в тонику

Пример 1,2,3

Т.к. данные звукоряды по преимуществу разрешаются в тонику или V ступень, то логика использования их для одноименных мажора с минором вполне оправданна.

Но бывают случаи, когда звукоряд озвучивается целиком, поэтому мы и выделили их все возможные варианты в виде таблицы.
При разрешении в терцию тоники или в саму тонику звукоряд также теоретически будет оправдан
Пример
При всех различиях у этих звукорядов будет одно общее: натуральная (низкая) VII ступень лада во всех случаях, и низкая VI ступень в большинстве случаев.



Что дают доминантовые джазовые звукоряды

Самое главное, они дают новый лад (если рассматривать целиком), либо новые ступени (если звучат фрагментарно: VII и VI), который имеет ярко выраженное доминантовое тяготение по отношению к тонике, что весьма неплохо пополняет вариантную картину средств джазовой выразительности.





2. Конструктивные звукоряды
пример
пример