Заметки специалиста
  • Register

Основы школы беглости для начинающего ученика и его учителя

Когда и зачем нужно поднимать пальцы

зачем поднимать
когда поднимать
как поднимать
как сгибать при нажатии
три положения пальца при игре
ощущения при нажатии
большой палец
как учиться играть в быстром темпе
отчего зажимается рука
как побороть зажатие
перенос при смене позиции

 

Зачем поднимать

Сначала отвечу зачем. Для того чтобы исполнение было обдуманным и убедительным, а также для развития мышц, отвечающих за мелкую моторику, - нужно поднимать пальцы. В результате таких занятий исполнитель приобретает навык мыслить загодя (вперед) на уровне предощущений.

Когда поднимать

Как танцор, переходящий на быстрый темп, становится в полуприсяд, и тогда его ноги могут делать шаги быстрее, чем позволяет тяготение свободного падения…
До тех пор, пока речь не зашла о скорости, музыкант может играть, как ему вздумается, но с увеличением виртуозности, стоит обратить внимание на технологии игры на больших скоростях. А лучше сразу поставить руки таким образом, чтобы они были готовы заранее к игре в больших темпах. Поэтому не стоит путать игру в свободной манере, когда и покачаться можно, и головой потрясти, и муки страдания выразить всем телом (это артистическая составляющая исполнителя) – со спортивной жесткостью, скоростью, легкостью и ритмичностью (штрихом). Качаться вы научитесь, когда станете большим артистом, а пока озаботьтесь наращиванием потенциала технического.

Как поднимать

Ни в коем случае не стоит растопыривать пальцы, ни в коем случае не стоит поднимать палец разогнутым (выпрямленным, растопыренным). Чтобы описать как, использую сравнение  по аналогии с ногой. Если мы хотим топнуть с максимальной силой, то нам требуется согнуть ногу в колене, причем так, чтобы ступня была на линии таза (ровно на линии равновесия тела). И удар (если вы хотите сделать глубокий и максимально сильный для своих возможностей удар, а не звонкий шлепок) должен наноситься в точку удержания равновесия.

При ходьбе эта точка (центр равновесия) будет перемещаться без скачков и рывков – как и походка здравомыслящего человека. Сложно ударить глубоко и сильно (с опорой) ногой в землю в полуметре от центра тяжести спереди или сбоку.

Это будет нерациональный удар, а в случае стремления достигнуть желаемый результат – это будет энерго-затратный удар. При каскаде ударов (мелкая техника: группы шестнадцатых, 32-х, и т.д.) такое нерациональное использование ресурсов приводит к разрушению механизма: переутомление, боли или срыв руки исполнителя. Поднимать палец желательнее всего так, чтобы крайней точкой подъема было состояние, когда две фаланги от кончика пальца согнуты до максимума, а фаланга костяшки разогнута. Состояние максимальной такой согнутости вызывает напряжение, поэтому во время игры в темпе необходимо чуть-чуть не доподнимать палец до такого состояния. А вот в процессе проигрывания в замедленном темпе и в процессе разучивания можно максимально приближаться к данному состоянию подъема пальца, что даст более быстрое формирование мышечного образа в памяти. Какие ноты делать опорными будет зависеть от темпа и характера. Чем больше опорных нот, тем большая степень утяжеления будет ожидать ваш пассаж, чем меньше опорных нот,- тем легче будет звучать ваша конструкция из мелких длительностей. Но как бы легко не нужно было исполнять на уроке, экзамене или концерте, - все равно, даже маститому музыканту необходимо в медленном темпе проиграть несколько раз весь пассаж для закрепления мышечных ощущений. После уже можно облегчать всю конструкцию до игры по верхней клавиатуре: игра, при которой клавиша не прожимается (не пробивается) до дна, а импульс пальцем приходится только на поверхностное нажатие. И даже при такой игре техника ауфтакта на опорные доли пассажа будет эффективна. Знание и предощущение опорной доли дает возможность вести любой пассаж к любой ноте, укрепляет стабильность исполнения и дает возможность организовать музыку во времени, а также дает возможность управлять самим временем, что для музыканта немаловажно. Т.е. дает возможность не только избегать загонов (весьма частый атрибут в данной ситуации), но и «дышать».

Как сгибать при нажатии

Прежде всего, при любых обстоятельствах должно исполняться правило: ни один палец не должен прогибаться в суставе внутрь,
Пример 3

ошибка сгибания указательного пальца при игре на фортепиано неправильное прогибание среднего пальца при игре

пальцы должны быть в состоянии округлом.
Пример 4

округлое положение кисти руки округлые пальцы при игре на ф-но
И только в момент полного сгибания (далее будем называть это подъемом пальца) палец может принять квадратность в изгибе.
Пример 5
подъем указательного пальца подъем мизинца при игре поднятый средний палец средний палец поднят (вид 2)
Когда нужно использовать такой изгиб и нужно ли?...

Как для прыгуна в длину имеется точка толчка, от которой он обязан отталкиваться, так и для музыканта, исполняющего фрагменты на беглость, имеются точки, от которых он должен отталкиваться сильнее (глубже, опорнее), и приходить в них вовремя. Как это все увязать с подниманием пальцев.
О сильных и слабых долях не забыть…
Во-первых, уделять внимание нужно поднятию пальца, который играет ноту на сильную и относительно сильную долю (см. сноску на метр). Это даст возможность предварительного предощущения и накопления кинетической энергии. Важно предчувствовать опорный импульс. Это как миллиметровая разметка на линейке или сетка помеченная опорными столбами. Это также один из важнейших моментов организации музыкальных нот в музыкальном времени. Не стоит думать, что результатом будет лишь получение возможности сыграть опорные ноты сильнее. Нет, также исполнитель сможет выделять их, напротив, более тихим касанием и временем, что гораздо важнее в музыке. И только с использованием такого метода в обучении при работе с мелкой техникой уже можно будет работать над музыкальным дыханием и фразировкой. Также стабильность исполнения будет достигаться минимальным количеством репетиционного времени. Задача данной статьи, как и всего, что дается на сайте – максимально экономно относиться к временным ресурсам музыканта, т.е. научить его заниматься эффективно и, в то же время, дать ему возможность жить нормальной жизнью как все люди: гулять, учиться в обычной школе, заниматься спортом, иметь другие увлечения. Сколько бы учебных пособий не пришлось проштудировать, нигде нет даже упоминания, что время ученика нужно ценить, и нужно его самого направить на экономию своего времени. Вместо этого по умолчанию используется правило – ученик должен заниматься много и главное, страдать. Этот момент должен присутствовать, но при достижении сверх цели. Не думаю, что учителю стоит спекулировать этим на стадиях постановки рук на инструмент и на стадиях разбора произведения. Главное, не нужно нацеливать ученика на поиски алгоритма исполнения и разучивания. Велосипед давно открыт, а дети учатся и понимают все гораздо лучше взрослых.
Все фрагменты произведений на беглость репетируются в более медленном темпе, при этом важна плавность движений (отсутствие рывков и бросков руки, кисти, пальцев) – как в замедленном воспроизведении видеозаписи.

Для начинающего пианиста (ученика) все длительности, начиная с 8-х уже нужно соотносить к технологии исполнения технически быстрых вещей. И начинать поднимать пальчики сразу на стадии разучивания.

Три положения пальца при игре

Следовало бы для внесения ясности и упорядочивания технологии разделить для пальца три исполнительских положения:
1. нащупывание (осязательный контакт с клавиатурой).

Пример 6

постановка руки на осязание клавиатуры (позиция) легкое касание - умение видеть клавиатуру руками

Применяется на самых начальных стадиях обучения внутри позиции, когда все исполняемые ноты накрываются кистью руки. Здесь важно выработать ощущение позиции. А на первых самых важных порах сразу (в этом и есть революционность метода) отбить у ученика даже малейшие побуждения смотреть на руку. Только такое положение вещей даст ему возможность работать с нотным текстом, не терять его. В противном случае вы получаете сплошное дерганье от клавиатуры к нотам, сопровождающееся потерей нотной строчки и утечкой психической энергии впустую (дерготня всегда утомительна). И даст возможность видеть клавиатуру косвенно (боковым зрением). Читка с листа – это показатель, который должен проявиться и развиться сразу, как только ученик перестает сверлить взглядом клавиатуру. В процессе дальнейшего обучения данное положение, когда клавиши нужно нащупывать всеми пальцами, заменяется на положение уже заранее подсогнутых пальцев (всех, за исключением исполняющего, нажимающего). В быстром темпе при мелкой технике нащупывать уже ничего не приходится.

2. подъем. При подъеме исполняющий палец загодя заряжается кинетической энергией, а крайнее положение лучше формирует мышечные ощущения и формирует аппарат исполнителя.

Пример 7

положение подъема пальца при игре момент до нажатия клавиши

При этом следить на первых порах за тем, чтобы подъем осуществлялся еще до момента отпускания другим играющим пальцем другой нажимаемой клавиши. Энергия для нажатия в пальце должна заряжаться заранее, уже в момент, когда ноту еще исполняет другой палец. В этом и кроется момент мышления на опережение. Предыдущие ноты еще не доиграны, а палец уже сделал ауфтакт (поднялся) и готов контролируемо нажать ноту с любой силой, глубоко, со штрихом или с временной оттяжкой (утяжелить временем). Как у дирижера ауфтакт предвосхищает и показывает, каким будет исполнение. Так вот при работе над техникой беглости в медленном темпе – просто сделайте палец, играющий на сильную и относительно сильную доли неким подобием дирижера, который обязан дать ауфтакт, в котором заложен темп исполнения. Что это даст. Это приучит палец дергаться не в последний момент, а подниматься и опускаться плавно, без рывков, в едином темпе (все пальчики должны танцевать, подчиняясь единому темпу).

3. момент нажатия.

Пример 8

глубокое нажатие клавиши средним пальцем начало нажатия клавиши указательным пальцем

При нажатии нужно стараться опускать кончик пальца так, чтобы тот был под костяшкой (под центром тяжести). Здесь имеется один момент: лучше стараться при этом играть подушкой пальца. Полное перенесение касания на ноготь в ряде случаев бывает необходимым, но лучше стараться, чтобы касание было и на подушку и на ноготь.

Ощущения при нажатии

Еще стоит отметить, что в силу физиологии толчок пальцем клавиши при правильном изгибе пальца может быть 2-х типов. Рассматриваем 2-5 пальцы:
1. отталкивание: если кончик пальца будет поставлен под ладошку.
Пример 9

игра ногтем, глубина нажатия достигается внешним разгибом пальца (пример на указательный палец) игра ногтем, глубина нажатия достигается внешним разгибом пальца (пример на средний палец) игра ногтем, глубина нажатия достигается внешним разгибом пальца (пример на мизинец)
При этом глубокое и сильное нажатие будет достигаться разгибом пальца как бы вовне. Здесь задействуются мышцы разгибателя, они менее рассчитаны на нагрузку, и таким пальцем сложно упереть и удержать опору. Пример толкания ногтем табурета (палец согнут полудугой).
Пример 10

толчок предмета мышцами и сухожилиями аппарата разгибания пальца
Такое положение при игре начинается уже в том случае, если кончик пальца опускается прямо вертикально под костяшкой. Поэтому стремиться надо ставить кончик пальца под костяшкой, но не достигать положения 1.
2. захват. Это естественное для жизнедеятельности положение пальца, мышцы обычного человека рассчитаны на работу в захвате, но, как правило, в совместном использовании всех пальцев в кисти (кроме большого). В жизни мы всегда что-то захватываем и удерживаем. Представьте, что ваш палец это кошачий коготь. Он работает по принципу захвата идеально и движется по дуговой траектории в момент погружения когтя в субстанцию глубокого когтевого захвата. Кошке не стоит большого усилия при желании глубоко вонзить свое оружие в тело врага. Так и человек, кончиком правильно согнутого пальца даже ребенок сможет протащить по полу тяжелый стул без каких-либо энерго и психо затрат. Система физиологии сухожилий и мышц в этой ситуации работает безупречно.
Пример 11

толчок предмета мышцами и сухожилиями аппарата сгибания пальца

А в жизни нам приходится сталкиваться вот с чем:

пример 12

повседневная работа пальцев с нагрузкой (раскол ореха) захват предмета - обычная работа для кисти руки
Так вот, при игре нужно стараться чтобы разгибание пальца по ощущениям больше походило на захват, нежели чем на  щелчок, и в то же время, чтобы в пальце было ощущение «топнуть ножкой». Здесь поэтому надо сделать оговорку, что кончик пальца ставится чуть-чуть впереди (вовне) от центра тяжести (от костяшки пальца). Градации эти настолько невелики, а иметь данные ощущения настолько важно, что пришлось использовать такую непростую систему аналогий для разъяснения.

Большой палец

Большой палец руки противопоставлен четырем последующим. Более того, он у каждого человека может сильно отличаться своими особенностями. Поэтому, надо его использовать так, чтобы остальные четыре пальца работали по выше указанному принципу. И еще есть правило, которое помогает всегда: все пальцы должны чувствовать, что огибают яичко, но при этом чуть подстогнуты – это до начала исполнения мелкой техники. А в момент динамики исполнения ощущение яичка (яблока) под ладошкой будет правильным, этого лучше придерживаться.

Как учиться играть в быстром темпе

Итак, все ощущения закреплены, аппарат работает правильно,- как теперь учить соло мелкими длительностями? Все просто. Для выработки правильного мышечного образа нужно поиграть все ноты пассажа (назовем его так) глубоко и в то же время как в замедленном темпе. Затем нужно поиграть все это с утяжелением опорных долей. Утяжеление делается силой звука (обязательно) и иногда временем (желательно). Временем – это значит с небольшой оттяжкой. В обоих случаях стараться пальцем, играющим опорную ноту, делать ауфтакт (заблаговременно приподнимать его)………..
У начинающего пианиста, казалось бы, нет еще никаких пассажей. В этом нет недостатков, напротив, из этого можно извлечь массу выгод и сделать много полезного для того, чтобы в будущем работа над пассажами была не сложной и не ресурсоемкой, а физиологические возможности аппарата были улучшены, мышцы развиты, а нужные связки эластичны. При начальной работе над каждой группой из 4-х восьмых или шестнадцатых нужно выделять пальцевым ауфтактом (поднимать пальцы) каждую первую и третью ноту. Еще обязательно нужно объяснить ученику, что в метре существует организация звуков во времени, и существуют сильные и относительно сильные доли, что сильные доли требуют особого озвучивания. Т.к. часто их необходимо будет выделять громкостью, выдежанностью или утяжелять их временем (играть с оттяжкой).
Не важно, на какой палец будет приходиться сильная (относительно сильная) доля, нужно стараться его приподнять, приподнимать нужно не резко, в темпе произведения. Педагог знает, как дирижер дает ауфтакт, и знает, что в нем закладывается тепм звучания. Поэтому пальчик должен приподниматься, сообразно общему темпу. Безымянный палец обладает самой меньшей автономией (независимостью) от всех других. В случае, когда исполняющий до него палец – не мизинец – его рационально поднимать вместе с мизинцем, а вот после исполнения мизинцем (вернее именно в момент исполнения) нужно поднимать его при вместе с небольшим приподниманием указательного и среднего пальцев. В обоих случаях опускание (нажатие) нужно делать только этим средним пальцем, сгибатели среднего пальца работают более автономно нежели разгибатели, и не следует преждевременно освобождать не задействованные в данный момент пальцы от кинетической энергии (при игре на беглость все, не играющие, пальцы находятся в приподнятом, но комфортном состоянии).

Беглая техника в обязательном порядке задействует работу пальцев. Это понятно. В зависимости от фразировки, дыхания, характера произведения и исполнительской концепции, а также от сиюсекундной прихоти исполнителя-интерпретатора к работе пальцевого мышечного аппарата можно и можно подключать кисть, руку или плечо.

Отчего зажимается рука

Еще о нерациональности поднимания пальцев и лишней отсюда работы и нагрузки на аппарат исполнителя

Есть одна нехорошая привычка, проявляющаяся у ученика при игре мелкой техники. На ранних стадиях она может быть не замечена учителем и потому не исправлена. А уже позже в момент подхода ученика к большим скоростям (к пределу физиологических возможностей) она проявляется в полной мере, и проявляется с пагубной тенденцией к разрушению исполнительского аппарата. Речь идет об растопыривании пальцев. Растопыриваются крайние:
1. второй и большой палец

Пример 13

растопыривание указательного и соседних пальцев во время игры на инструменте

2. мизинец, а вслед за ним и безымянный палец, т.к. эти пальцы находятся в связке (это физиология человеческой руки, читать здесь - ссылка)

Пример 14

оттопыривание мизинца и соседних пальцев во время игры на инструменте

Часто факт неусмотрения этой проблемы в начальной музыкальной школе ведет к срыву руки в средних и высших музыкальных заведениях. Рано или поздно растопыривание пальцев ведет к зажатию. Не надо соотносить эту ошибку к разряду авторского исполнительского почерка, это ошибка, которая будет мешать потом, и которую нужно лечить уже сейчас, т.е. сразу, с первого класса, т.к. впоследствии она, конечно, искоренима, но процесс искоренения будет ресурсозатратным. Тем не менее, выявление ее, и осознание исполнителем данного недуга – это уже шаг вперед. Осознал – значит, почти победил.

Как побороть зажатие

Побороть на первых порах совсем несложно. Одна крайняя пара пальцев стремится оттопыриться в то время, когда в исполнении задействована другая крайняя пара. Пилюли от этой болезни всего две.
1. Для указательного (реже и для большого) пальца. Чтобы избежать растопыривания, сожмите кончики указательного и большого пальца так, чтобы эти пальцы образовали колечко.

Пример 15

как устранить разбрасывание пальцев во время игры (лекарство для указательного пальца) как устранить разбрасывание пальцев во время игры (вид на левую руку)

По факту над клавиатурой они уже приподняты и кинетической энергией уже заряжены, а потому всегда готовы к игре. С другой стороны сильное ощущение оттопыренности заменяется с успехом ощущением касания этих пальцев. Все крайние положения связаны с напряжением, а напряжение – хорошая отправная точка для создания мышечного образа. Почему исполнитель и старается оттопырить пальцы – потому что создается напряжение и ему подсознательно кажется, что так он запомнит. И так он и запоминает. Напряжение создается не на то, что нужно, и поднимать растопыренный и зажатый палец уже некуда, только полностью разогнутый и еще больше вверх, а потом либо шлепать им далеко от костяшки (от центра опоры, тяжести), или описывая большую дугу, опускать в нужное место. Побороть сильное ощущение растопыривания пальцев отсутствием ощущения практически невозможно. Но всегда можно заменить одно ощущение другим (в нашем случае это ощущение от касания указательного пальца с большим "в колечке". См. рис. выше). Если образ из сильного неправильного ощущения уже сложился и крепко сидит в мышечной памяти в виде некоторого алгоритма исполнения - пальцы в колечке следует прижимать сильнее, так, чтобы ушло предыдущее неправильное ощущение.

В любом случае растопыривания присутствует нерациональность, большая амплитудность, зажатость и ощущение напряжения на разгибе или напряжение в стремлении еще больше разогнуть (растопырить палец). Необходимое для создания мышечного образа напряжение должно быть только под клавишей в момент нажимания ее до самого дна, ощущение этого дна и при правильной постановке, как описано выше (ссылка). А напряжения на разгиб (оттопыривание) вообще быть не должно, как и не должно быть самого разгиба. В этом случае сразу даже, у незнакомого с принципами построения музыки, ученика создается правильный образ мышечных импульсов в его светлой голове. У детей у всех светлые головы, во многих их ошибках виноваты учителя и взрослые, которые так продуктивно в силу своего недетского возраста уже обучаться не могут, но зато, к моменту своего взросления успевают поднабраться снобизма...
Еще для указательного пальца подойдет лекарство, предназначенное для мизинца
2. Для мизинца (а с ним и безымянного пальца). Мизинец с безымянным пальцем физиологически находятся в связке. Без длительных занятий расцепить эту связку нереально, и даже маститые музыканты с развившимся мышечным и сухожильным аппаратом не избавляются от нее в идеале. Безымянный палец не будет оттопыриваться, если этого не делает мизинец. Лекарством для мизинца будет поджатие его к подушке - обратной стороне костяшки мизинца, но без заворачивания согнутого пальца внутрь, а как при подъеме (о чем описывалось выше).

Пример 16

как устранить зажатие пальцев во время игры (прием для мизинца) метод против оттопыривания мизинца при игре на фортепиано метод против оттопыривания мизинца при игре (вид слева)

На первых порах напряжение от такой позиции будет ощутимым, и эта ощутимость будет действенной мерой против болезни оттопыривания. Поднятый же мизинец всегда готов к игре, т.к. по определению заряжен кинетической энергией. В дальнейшем, когда пальцы уже не будут топорщиться, мизинец поджимается, не достигая крайнего положения (не касаясь подушки). При подъеме мизинца естественным будет задействовать лучевую кость кисти, которая подвижна более других и также может и должна исполнять ауфтакт перед нажатием опорной доли.





Перенос при смене позиции

Перенос при смене позиции - это, как Вы догадались, умелое использование большого пальца. Здесь два вида переноса. 1) перенос непосредственно большого пальца, 2) перенос через других пальцев большой палец. С этим ученики сталкиваются уже при игре гамм. Переносится в данном случае либо большой палец через 3-й или 4-й, либо 3-й или 4-й через большой. В практической игре еще бывает перенос через 2-й или перенос 2-го через большой. При разогнутых пальцах при переносе получается сильное подкладывание или нахлестывание, требующие большого подворота кисти. При этом пальцы описывают невероятные дуги. В быстром темпе проделывать такие манипуляции весьма затруднительно. При игре с ощущением "яичка" под ладошкой пальцы движутся по кратчайшим расстояниям, нет ошеломляющих нахлестов и закладываний внутрь. Сам перенос достигается с минимальной потребностью в подвороте кисти. Поэтому правильная постановка кисти руки закладывает основы беглости. При выше описанной постановке даже при переносах любой палец можно поднять, для того чтобы сделать ауфтакт к сильной (относительно сильной, опорной) доле, что дает предощущение нажатия, несмотря на наличие любого числа переносов кисти.


Извечные споры в борьбе за исполнительское здоровье музыканта

Два слова о методиках минимального движения пальцев. Всвязи с фактом наличия у музыкантов (чаще всего у пианистов) профессиональных заболеваний мышц рук существуют школы обучения, в которых ученику ни в коем случае нельзя напрягать мышцы и рекомендуется шевелить пальцами еле-еле с минимумом движений. Т.е. мало двигаешь - мало утомляешь аппарат и тогда можно хоть целый день заниматься. Беру на себя смелость рекомендовать не попадаться на эти уловки. Музыкант играет не руками, а головой, и болезни рук возникают от неправильного руководства головы. Так как даже при самой быстрой игре самого крутого бисера ноты, казалось бы, сыплются каскадами, - по факту отдельно взятый палец работает совсем не быстро. Мелькание создается из-за того, что они работают поочередно. Мышцы начинают переутомляться из-за того, что мозг начинает отдавать им противоречивые команды, не имея попросту четкой картины, когда один должен напрячься, а другой расслабиться. И еще не имея четкой картины каким именно мышцам давать команду на напряжение и в какой последовательности. Происходят три очень плохие вещи.

1. Неумелым командованием мозг начинает отдавать взаимо-исключающие команды, чем только утомляет мышечный аппарат.

2. При занятиях с минимальными усилиями (когда пальчики еле шевелятся, как бы вечно сохраняя тепло - как пловец перед стартом) - мышцы совсем не развиваются. Т.к. каждый спортсмен знает - мышцы наращиваются только благодаря нагрузкам, в иных случаях они атрофируются.

3. Занятия по технологии минимального шевеления пальцами никак не создают систему исполнительских предощущений музыканта, он руками наперед не мыслит. И не беда. что он постоянно будет сбиваться, лажать и останавливаться, - беда в том, что он может запороть себе аппарат и повредить психику. Да, и время на разучивание будет тратиться в неограниченных количествах, не приводя к стабильности.

 

Надо помнить, что надо бояться не напрягать мышцы, а напрягать не те мышцы, или не в то время. А с неправильным напряжением мышц при игре (бывает, чего греха таить) отсутствием ощущений побороться нереально. Сильное ощущение можно побороть только более сильным ощущением. А если тренинг направлен на нужную мышцу, связку и т.п. - то нагрузка будет только на пользу. Во время игры привычка растопыривать пальцы всегда ведет к ступору работы мышц, это очень сильное ощущение, побороть можно только ощущением подъема пальца перед исполнением опорной доли - до максимума. Уйдет растопыривание, отпадет необходимость в такой крайней мере. Но ступора не будет, это главное. Пусть с большей нагрузкой, но каждая мышца будет работать тогда, когда надо и не работать, когда не надо = не мешать работе других мышц (из-за чего, собственно, и происходит ступор, сплошное зажатие и разрушение аппарата).

 

Не буду ограничиваться только словами, а приведу пример из жизни. Каждому музыканту ситуация до боли знакомая. Здесь важно понять что из-за чего происходит.

Итак, занимается пианист, занимается. Все у него дома получается, и так может исполнить, и этак... Но случается концерт, выходит он в большой зал, не то чтобы акустическая малая гостиная, а несколько больше. Больше настолько, что звук собственного инструмента приходит к нему гораздо позже, чем он привык. Вот тут начинается паника полная. Не наученный исполнять на предощущениях, музыкант исполняет на системе обратной связи (слышу - корректирую). А эта связь в новых акустических условиях не работает (музыкант слышит с опозданием, не так как дома или в классе). Надо ему как-то от чего-то отталкиваться в этом болоте, а пальчики привыкли шевелиться в экономном режиме и не привыкли соображать наперед, не могут дать себе ауфтакт, чтобы от этих ощущений исходить. Правильно же занимавшийся пианист начинает исполнять ноту заранее, изобразив ауфтакт к ней, само же нажатие - это уже последействие, на него и сил не надо тратить, - опустить заряженный энергией подъема палец. А если нужно, то можно и увеличить высоту подъема пальца перед исполнением опорной ноты, что позволит воспроизвести акцент, тот который требуется в новых акустических условиях (большие помещения требуют большего рельефа в динамике, - иначе каша или болото, в котором вязнешь). Так вот, пианист, пальцы которого танцуют во время игры, сыграет и на немой клавиатуре по мышечному образу предощущений. И его голова не станет перенапрягать не те мышцы, отдавая противоречивые команды. Он привык пальцами шевелить, его мышцы в тонусе они воспитаны заранее. Труднее будет тому, кто боялся пальчиком лишний раз пошевелить. Запас прочности у него меньше, голова работает хуже, образ расплывчатый, мышцы малоразвиты, автономия связок тоже минимальная, т.к. регулярно поднимая по-максимуму один палец в момент игры другого - достигается путем тренировок (для музыканта - репетиций) эластичность сухожильно-суставного аппарата. Аналогия простая: если танцор не будет тянуть связок, то и на шпагат шансов сесть сто крат меньше.

 

Всему есть предел, не надо поднятие пальцев ставить во главу угла, т.к. в идеале эту технику нужно сочетать с техникой удержания пальца над клавишей (на грани касания). Об этом смотрите в следующем материале. Во время выступления это может и не понадобиться, вернее сказать, все это востребуется в момент игры в градациях, не уловимых простым глазом. Но начинающему музыканту было бы полезно заниматься с этих позиций, и помнить, что он работает над школой беглости.