Заметки специалиста
  • Register

Основы школы беглости для начинающего ученика и его учителя (продолжение)

Удержание пальцев на касании

В предыдущей статье описывалось  как и для чего необходимо уметь поднимать пальцы. Следует и здесь напомнить, что для развития моторики, самого мышечного и связочного (сухожильного) аппарата пальцы в необходимых местах нужно уметь поднимать. Это уже первый задел в пользу адаптации аппарата к дальнейшей беглости. Что касается памяти - и это задел в пользу предощущений опорного (относительно опорного) звука (ноты, доли). Т.е. музыкант ощущает звук во время игры еще до нажатия, что немаловажно в сложных акустических условиях больших аудиторий или студий звукозаписи.

Но необходимо понимать, и добиваться того, чтобы уметь удерживать пальцы от поднятия, а в идеале при игре (в темпе разучивания подчеркнуто, а в реальном темпе разумно). Все это касается слабых долей в пассажах. Под термином пассажа здесь подразумевается факт многочисленного перманентного (непрерывного, каскадного) использования групп шестнадцатых нот. Игра без замаха (слабых долей) дает ценнейший навык рационального использования энергии, укрепляет (развивает) беглость. И, что очень ценно, препятствует разбрасыванию (растопыриванию) пальцев, что в большинстве случаев из-за закономерного при этом зажатия и приводит к разрушению исполнительского аппарата. Лучше внимательно и вдумчиво прислушайтесь ко всему, что написано в данном материале. К тому же, умение и использование техники неподнятия пальцев делает работы мышечной памяти (и просто памяти) исполнителя более эффективной. В случаях с разучиванием и исполнением полифонических произведений (особенно белого характера) сочетание техник поднятия (прошлое занятие) и неподнятия (данная тема) пальцев приносит нужный результат на порядок быстрее.

Итак, техника поднятия (прошлый урок) – дает задел развитию мышечного аппарата.
Техника удержания на грани касания (данный урок) – дает принципы сохранения метра, энергии, и является эффективным средством против зажатия и овладения навыками свободной и осознанной игры в быстром темпе.
Обе эти техники закладывают метр с его сильными и слабыми долями в мышечный аппарат (и мышечный образ). При этом не нужно даже думать, чтобы играть слабые метрические доли слабее – все получается само собой. И очень важно (особенно для пианистов) – позволяет избежать долбежки (что зачастую прослушивается даже у специалистов с законченным высшим музыкальным образованием).
Для  правильной постановки аппарата и для правильного преодоления рутинных моментов – просто необходимо уделять внимание выше сказанному уже с первых уроков. Сам ученик (и его родители) до этого догадаться не в состоянии. Большое количество учителей также доходят до этого подсознательно (или не доходят). Случаи травмирования особо ревностных из старательных детей имеют место. В быстром темпе нужно предощущать опорные доли (чем быстрее темп, тем импульс более редок).

Теперь к самому методу


Удержание пальца

На первых порах это покажется совсем непросто. Для рассмотрения метода прекрасным пособием будет до-мажорная инвенция И.С. Баха.

Пример 1. Ноты...

Ученикам, уже успевшим наработать стойкие ощущения по растопыриванию пальцев во время игры, и не способным так просто от них избавиться не только в быстрых, но и в медленных темпах – рекомендуется нащупывать (но не нажимать) клавишу, приходящуюся на слабое (относительно слабое) время в группе шестнадцатых (т.е. 2-ю и 4-ю). Буквально это выглядит так (если нет переноса кисти):

Пример 2. Видео 1.

Дело в том, и об этом уже упоминалось в предыдущий занятиях, что растопыривание дает сильные ощущения. Во время игры музыкант подсознательно или даже осознанно старается опираться на нечто крепкое, глобальное, иными словами, нуждается в опоре. Сильные ощущения отсутствием ощущений заменить весьма сложно. Касание клавиши – это все же осязаемое из ощущений, на котором можно закрепить принципы школы беглости. И, что немаловажно, это ощущения расслабления, а не перезажатия руки. При этом ощущения работы мышц пальцев, исполняющих сильные (опорные доли в группе), становятся ярче. В быстром темпе все это остается в наработках мышечного образа, но уже не будет заметно стороннему наблюдателю. Мышечный же образ формируется на порядок быстрее, что позволяет максимально сократить рутинный процесс разбора и разучивания текста. Как уже говорилось ранее, игра становится комфортной, исполнитель спокойным и уверенным. И нужно отдать должное, исчезает долбежка и ритмические неровности.

-----

Занятие не завершено, материал и примеры готовятся...