Заметки специалиста
  • Register

Программный поиск аккорда

Аккорды звукорядов

поиск всех аккордов для всех звукорядах мажоров и миноров (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до-диез, ре-бемоль, ре-диез, ми-бемоль, фа-диез, соль-бемоль, соль-диез, ля-бемоль, ля-диез, си-бемоль)

 

Инструкция по работе с таблицами септаккордов полной хроматической системы. Перейти к поиску по таблицам.

В случае, когда границы функции для участка мелодии определены и дело стоит только за выбором подходящего аккорда, следует воспользоваться основным окном поиска. Если вы еще не зашли в поиск, то перейдите по выше предложенной ссылке.

Поиск аккорда по звукам мелодии осуществляется путем ввода этих звуков в основное окно поиска (Окно ввода ...). Следует помнить, что в окно поиска не стоит вводить хроматические звуки, а пользоваться основными звуками лада.

Не нужно вводить звуки в привычном для всех буквенном виде, например: A B c D… Если Вы воспользуетесь вводом через клавиатуру, то сделаете все правильно. Клавиатура вверху вводит звуки именно так, только начните со "Сброса": использовать для старта или сброса. Поиск настроен по абсолютной шкале, в которой нет места энгармонической замене звуков, и где энгармонические диезы–бемоли обозначаются одним символом. Абсолютная шкала отображена также на клавиатуре (и здесь на рисунке выше, чтобы было понятно, о чем идет речь). При вводе руками в окно поиска используйте разделитель (пробел). Названия нот вводите, как указано на рисунке. Например: K n P S.

Поиск можно осуществлять в пределах 24-х тональностей, а можно ограничивать выбором определенной тональности (тональность), выбором параметров аккорда вплоть до точного указания аккорда (основной тон аккорда и структура аккорда), или максимальным количеством общих звуков между ладом и аккордом (общих звуков).

Чем больше звуков Вы впишете в основное поисковое окно, тем меньше вариантов для выбора будет предложено. Чем меньше звуков впишете, тем большее количество вариантов аккордов будет предложено. Поисковые фильтры тональность, основной тон аккорда, структура аккордаобщих звуков существенно сужают выбор, направляя его под решение определенных творческих задач.

В джазе смена функций может происходить часто, поэтому выбор аккордов будет весьма широк (из-за небольшого количества вводимых нот). Алгоритм поиска предложит массу интересных вариантов для гармонизации. Вам остается только пробовать и отбирать понравившиеся. Красок будет предостаточно, причем, тональность с большим количеством знаков не будет создавать трудностей. Программный поиск будет несколько более богатым чем выбор на слух и, осуществится на порядок быстрее.




Пример из жизни. Возьмем фрагмент начала простой детской мелодии "Мишка с Куклой пляшут полечку". Здесь используются следующие последовательности нот: C-D-E-F-G-G-G-F-E-F-F-F-E-D-C-E-G (по факту 5 звуков: C-D-E-F-G). Ищем возможные аккорды для данной мелодии. Забиваем их в окно поиска (на рисунке красным) в абсолютной шкале (I K M N P) через пробел, в фильтрах "расширенного поиска" проверяем, чтобы все было сброшено (для получения всех вариантов):

поиск аккорда по отрезку мелодии


Жмем "Искать" и смотрим, что выпало. Выпало множество вариантов. Причем, данный фрагмент звуков, оказывается, звучит не только в тональности до мажор. Для того, чтобы понять как звучит этот фрагмент в других тональностях, сначала проиграйте тональный аккорд, а потом данный звукоряд, гармонизованный предложенным выше в поле таблицы аккордом.

Чем больше нот вы забьете в окно поиска (до семи), тем меньшим количеством вариантов будет ограничен выбор. Для популярной музыки, шансона или русских народных песен можно задать тональность в опциях «расширенного поиска». Если вы помните, тональность определяют знаки при ключе и, как правило, последняя тоническая нота в конце (в заключительном кадансе).

В джазе смена функций может происходить часто, поэтому выбор аккордов будет весьма широк (из-за небольшого количества вводимых нот). Алгоритм поиска предложит вам массу интересных вариантов для гармонизации, вам остается только пробовать и отбирать понравившиеся. Красок будет предостаточно, причем, тональность с большим количеством знаков не будет создавать трудностей.

 

Что еще стоит отметить. При выборе нот для введения в окно запроса в ряде случаев можно исключить хроматические звуки (полутоновые интервалы по краям мелодии сверху или снизу). Они в музыке разрешаются в обязательном порядке в устойчивую функциональную ступень ходом на пол тона (иначе будет лажа), такие обороты с участием хроматических ступеней не звучат фальшиво, и это нужно учитывать. Хроматические звуки придают остроту музыке (привносят дополнительные напряжения). Пример: D-Eb-F-G-Ab, здесь звук D может быть хроматическим (т.к., к тому же, находится с краю мелодии) - его в поиск можно не вносить.