Программный поиск мелодии

Поиск мелодических звуков для аккорда

Материал предназначен для тех, кто решил воспользоваться таблицами септаккордов полной хроматической системы. Перейти к поиску по таблицам.

 

Звукоряды аккордов

звукоряды всех аккордов во всех тональностях мажоров и миноров (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до-диез, ре-бемоль, ре-диез, ми-бемоль, фа-диез, соль-бемоль, соль-диез, ля-бемоль, ля-диез, си-бемоль)

---
Подбор мелодических звуков для любого вида аккорда осуществляется при помощи фильтров вкладки РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК, выпадающей ниже основного окна формы поиска.
При поиске звуков для мелодии - в самом основном "Окне ввода..." ничего вводить не нужно.

Нужно:
1)    во вкладке «тональность» выбрать тональность,
2)    во вкладках «основной тон аккорда» и «структура аккорда» задать все параметры аккорда,
3)    затем справа от основного окна поиска нажать кнопку «Искать».

Пример1

Отобранные поисковым механизмом звуки будут прописаны в поле «ноты» в результатах под формой поиска. В поле «ноты» буквенные обозначения нот прописаны в привычном для музыканта виде, в нашем случае: A B c D.

Пример2

Более родственные тональности удаленного аккорда будут давать большее количество звуков, находящихся в ладу выбранной тональности, которые будут звучать при гармонизации выбранным аккордом. Далекая степень родства аккорда и лада будет приводить к малому количеству общих звучащих звуков, выводимых в результатах. Задавая для аккорда менее конкретные условия, или не задавая условий вообще, выбор звуков получается обширным, можно выбирать, просматривая все предложенные поисковым механизмом формы результатов, выбирая сразу ноты для мелодии и соответствующий им аккорд.

 

Важным будет обратить особое внимание на отбор лада (основного тонального центра), вокруг которого разворачивается функциональное действие (цифровка), т.к. все знают, что одни и те же аккорды могут быть использованы в разных тональностях. Для отбора лада просто достаточно выбрать в «РАСШИРЕННОМ ПОИСКЕ» соответствующую тональность. Джазмены могут и здесь немного поэкспериментировать, выбирая тональности субдоминанты, доминанты и т.п. При импровизации рядом с цифровкой можно выписать опорные звуки, которые выдаст вам поиск по таблицам. По этим звукам можно играть, обогащать их хроматизмами, опеваниями, включать их в звенья секвенций (рифов).




Вывод

Не только по звукам мелодии можно подобрать аккорд, но также можно и выделить все звуки, например, для импровизации, по которым можно играть и использовать их в виде основных (не хроматических) звуков. По этим звукам можно смело строить интонацию или риф. Для бардов, привыкших сочинять, сидя с гитарой в руках, выбор из готовых отобранных звуков может существенно сократить поиск нужной мелодической линии.

 

Зачем нужен поиск звуков для мелодии, или что подразумевается под термином «поиск мелодии»

Прежде всего, сервис рассчитывался для обучения джазовой импровизации. Известно, что музыкант вынужден импровизировать в рамках цифровки. Поэтому при смене функции меняется сам звукоряд, в рамках которого должно происходить музыкальное действо, очертания которого и должен осознавать музыкант во время импровизации. В наших уроках мы подробно описывали все альтернативные построения в рамках натурального и блюзового ладов, а также ряд конструктивных моментов в мелодии, но все это было в пределах трех функций. Благодаря этому, нам удалость сильно расширить звукоряд, используя разные системы джазовых построений, но всего этого недостаточно для того, чтобы заявлять, что учащемуся даны исчерпывающие джазовые знания. Известно, что этот язык обогатился в музыке до максимума одним из первых. Пока в историческую эпоху целая плеяда классических композиторов поочередно входила в историю каждый с одним-парой своих аккордов в относительно вялой (слащавой) фактуре, - джаз представил сразу море созвучий, разом, махом, с напором и характером в горячей фактуре, оставив на время армию теоретиков далеко позади. Пока одни думали, как приспособить в угоду теории новые краски и обогатить ими партитуры своих сочинений, другие уже плавали в этой новой системе как рыбы в воде, импровизировали, тасовали функциями, заменами, альтерацией и модуляциями во всех 24-х тональностях.
В импровизации в большинстве случаев время сжимается и уплотняется в разы. Это значит, что все проходящие и случайные, а также замененные аккорды приходится обыгрывать и играть в быстром темпе, где гаммообразности отводится немаловажное значение. Поисковые таблицы созданы для выявления моментов общности между ладом и всеми удаленными от него аккордами, потому что играть приходится внутри новых аккордов, не нарушая целостности формы и логики развития. А это дело не простое. Особенно, когда сама гармония тоже вариативна.

Будет ли этот сервис полезен господам сочинителям серьезной музыки – решать им самим. В любом случае, его прикладные возможности (все вместе, в балансе, а не только по поиску мелодии) существенно сэкономят рабочее время.

Что имеет джазовый музыкант

Тему для импровизации, где он максимально подробно или не очень подписал всю гармонию в виде цифровки сверху. Если он играет в рамках трех функций, то три вида звукорядов он получит, посмотрев материалы нашего подробного курса. А если тема имеет пряную джазовую гармонию в плане цифровки (пестрит удаленными аккордами), то с выбором звукорядов для импровизации будет много проблем, и, прежде всего, встанет вопрос: сколько максимально общих звуков имеется у данного аккорда с самим ладом темы.

Что нужно музыканту

Выписать звукоряд (все рабочие ноты), рядом с далеким нетрадиционным аккордом. Либо выписать столбиком ряды альтернативных звукорядов для аккорда.

Само же решение этой задачи с помощью таблиц не представляет никакой сложности.